Архив рубрики: Танки

Grosstraktor | Средний трактор

Приветствую тебя, мой дорогой читатель! Сегодня ты узнаешь об ещё одном немецком «тракторе». Grosstraktor (большой трактор) — прототип германских средних танков. Почему «трактор»? История такая-же, как и с танком Leichttraktor. Германии было запрещено иметь военную технику после Первой Мировой, и они назвали танки «тракторами» для конспирации.

Grosstraktor
Grosstraktor

История танка Grosstraktor

Grosstraktor имел 6 прототипов, созданных тремя немецкими фирмами: Rheinmetall-Borsig, Krupp и Daimler-Benz. Каждая фирма должна была создать по 2 танка, соответствующих требованиям Вермахта:

  • масса 15 тонн,
  • длина 6 метров,
  • высота 2,40 метра,
  • скорость 40 км/ч,
  • удельное давление на грунт — порядка 0,5 кг/см²,
  • размещение одной 75-мм пушки KwK L/24 в главной башне и 2—4 пулемётов в малой башне, в корпусе и в главной башне (спаренный с пушкой),
  • преодолеваемая стенка высотой до 1 метра,
  • преодолеваемый подъём до 30°,
  • преодолеваемый брод глубиной 0,8 метра.

Первые машины уже были готовы в 1928 году. В 1929 свой первый прототип закончила компания «Даймлер-Бенц». Сборка второго образца закончилась в 1930 году. Экипаж каждого танка состоял из 6 человек. В плане вооружения все машины соответствовали и друг-другу, и требованиям Вермахта. А вот в массе получились некоторые расхождения. «Сельхозмашина» фирмы «Даймлер-Бенц» оказалась самой тяжелой, её вес перевалил за 19 тонн. Крупповский прототип имел массу 16 тонн, а «трактор» фирмы «Рейнметалл-Борзиг» — 15 тонн.

Grosstraktor. Схема
Grosstraktor. Схема

Испытания

Машинам «Даймлер-Бенц» дали номера 41 и 42, и назвали «Grosstraktоr I». «Крупповским сельхозмашинам» дали номера 43 и 44 и наименование «Grosstraktоr III». «Трактора» Rheinmetall-Borzig получили номера 45 46 и название «Grosstraktоr II». Использование, испытание и постройка любой военной техники в Германии было запрещено, поэтому Германия тайно вывезла свои танки в танковую школу под городом Казань в СССР. Там прошли первые испытания «Гросс-тракторов». Машины фирм «Крупп» и «Даймлер-Бенц» были сразу сняты с испытаний, ввиду постоянных поломок. Из танков этих двух фирм только Grosstraktоr I смог пройти 66 км. Больше всего комиссию Вермахта удовлетворил Grosstraktоr II, фирмы «Рейнметалл-Борзиг». Он прошел 1200 км, однако у всех машин регулярно скидывало гусеницы. Это объяснили задним расположением ведущих катков. Впоследствии, этот факт отразился во всех немецких танках Второй Мировой.

Судьба машин

После закрытия школы под Казанью, танки были переправлены обратно в Германию. В 1934 году все машины были отправлены в Германские танковые полки для обучения. В 1935 году все машины участвовали в широкомасштабных учебных маневрах вместе с танками Pz.1. В 1937 году все машины поставили на постаменты около казарм танковых рот Германии в качестве памятников, но в годы Второй Мировой все «Гросс-тракторы» были разобраны на металл.

А-20 | Истоки «тридцатьчетверок»

Всем привет! Сегодня у нас пойдет речь о самом знаменитом советском танке! Догадались о каком? История знаменитых советских «тридцатьчетверок» берет свое начало у легкого танк А-20, который разрабатывался, как более бронированная версия танка БТ-7.

А-20
А-20

История А-20 (другое название — БТ-20)

Историю советских «бэтэшек» можно прочитать здесь. БТ, вместе с Т-26, долгое время оставался одним из самых массовых танков Красной Армии. Однако, вскоре стало понятно, что танк постепенно устаревает, немало машин было утеряно в русско-японском конфликте, в войне с Финляндией… И вот, 13 октября 1937 года, перед советскими конструкторами поставили новую цель: сконструировать легкий танк на основе БТ, но с более толстой бронею и мощным вооружением (на каждый танк требовалось установить огнемет, и на каждый пятый — зенитную установку). 4 мая этого же года советское руководство рассмотрело два проекта: А-20 и модификацию A-20 с гусеничной подвеской — А-32 (A-20 имел колесно-гусеничную подвеску). В 1939 году оба танка собрали в металле и представили советскому руководству.

Схема A-20
Схема A-20

Испытания и дальнейшая судьба танков

Испытания обеих машин происходили в июле — августе 1939 года. Обе машины полностью удовлетворили комиссию. Было решено продолжить улучшать танк А-32. Были поставлены новые требования к новому танку:

а) увеличить толщину основных бронелистов до 45 мм;

б) улучшить обзорность из танка;

в) установить на танк Т-32 следующее вооружение:

               1) пушку Ф-32 калибра 76 мм, спаренную с пулемётом калибра 7,62 мм;

               2) отдельный пулемёт у радиста — калибра 7,62 мм;

               3) отдельный пулемёт калибра 7,62 мм;

               4) зенитный пулемёт калибра 7,62 мм.

     Присвоить указанному танку название ____.

Оба танка приняли на вооружение, однако, после доработок А-32, в этих не стало необходимости. Почему? Читайте в следующий статье.

Тактико-технические характеристики танков

Обе машины имели одинаковую броню: лоб корпуса — 25 мм, лоб башни — 20 мм, а все остальное — 16 мм.

БТ-20 вооружался 45 мм пушкой и двумя 7,62 мм пулеметами. А-32 имел 76 мм пушку и 2 пулемета.

Так же танки имели одинаковые двигатели: 12 цилиндров, 500 л.с. и максимальная скорость: 65 км/ч.

R35 | Танк для всех

R35 — самый массовый французский танк во Второй Мировой войне. Эта боевая машина использовалась не только внутри страны. Много машин было создано по заказу других стран: Румынии, Югославии, Турции… Так же, достаточное количество этих трофейных машин, эксплуатировались в Германии, как неподвижные огневые точки.

R35
R35

 История R35

В годы Первой Мировой войны французам удалось создать неплохую машину — FT-17. Однако, прогресс не стоит на месте. И, постепенно, в других странах появились более современные машины. Для замены уже устаревшего FT-17, французы, в 1935 году, разработали новый танк — char léger d’accompagnement R35 (сопровождающий легкий танк). Проект этого танка, по сути, представлял FT-17 с усиленным бронированием.

За 5 лет производства R35 было создано 3 основные модификации: R35, базовый вариант 1935 года, выпущено 1237 единиц, R39, вариант 1939 года с новой длинноствольной пушкой калибра 37 мм, было выпущено 273 единицы, и R40 — вариант 1940 года с улучшенной ходовой частью, выпущено 120 единиц.

R35 производились не только для Франции. 53 машины состояли на вооружении в Польше, после её поражения оставшиеся экипажи перешли к Румынии, 50 — у Югославии, 41 (не считая Польских) у Румынии и 100 у Турции. Остальные машины использовались в войсках Франции и её бывших колоний(в Алжире и Тунисе). 800 танков были захвачены немцами, им поменяли пушку на противотанковую и использовали как ПТ-САУ под названием Panzerjäger 35R. 

Panzerjäger 35R
Panzerjäger 35R

Военная «карьера»

После падения французского господства в Северной Африке, оставшиеся там танковые части защищали свои земли от бывших союзников: США и Великобритании. Так же танки использовались в сражениях в Польше и в Югославии, но, из-за небольшого количества, они не играли большой роли в сражениях. В большом количестве эти танки использовались Германией. Немцы, так же, торговали танками: 109 машин было продано Италии и 40 Болгарии. Последний раз эти машины принимали участие в освободительных боях во Франции в 1944-1945 гг.

PzKpfw-1 | Скорость во всем

Первым башенным танком Вермахта стал так называемый Leichttraktor, сконструированный фирмой Rheinmetall. Эта же фирма и получила первый заказ на серийное производство этого танка. И, пока Rheinmetall делали тракторы, фирма Krupp разработала новый танк — PzKpfw-1 (Panzerkampfwagen I в переводе с нем. — бронированная смерть).

PzKpfw.I
PzKpfw.I

История PzKpfw-1

Танк PzKpfw-1 разрабатывался фирмой Krupp под «кодовым словом» Landwirtschaftlicher Schlepper (сельскохозяйственный тягач). Сначала Krupp разработали подвеску, соответствующую требованиям Вермахта:

  • масса шасси не более 2650 кг;
  • коммерческий карбюраторный двигатель воздушного охлаждения «Крупп» M 301 мощностью 60 л. с.;
  • максимальная скорость не менее 45 км/ч;
  • максимальный преодолеваемый подъём — не менее 35°;
  • круговое 12,4-мм бронирование, защищающее от бронебойных пуль винтовочного калибра.

Параллельно с этим велась разработка надстройки — башни с вооружением. Первоначально задумывалось создать башню с 20-мм пушкой и пулеметом, затем пушку заменили пулеметом, а после вообще изменил конструкцию башни в пользу башни о спаренными пулеметами.Танки выпускались и собирались по частям: в июле 1933 года Управление вооружений Германии заключило контракт с фирмой «Крупп» на 135 шасси и еще 5 фирм должны были выпустить по 3 единицы шасси. Планировалось, что в марте 1935 года уже на все 150 шасси будет установлена верхняя надстройка, но лишь на 20 из них была установлена башня из неброневой стали. Эти машины использовались в учениях. После были сделаны остальные башни, и первые 150 PzKpfw-1 использовались в основном для обучения экипажей.

Основные модификации PzKpfw.I

  • PzKpfw.I Ausf.A. — модификация с более мощным 4-цилиндровым двигателем. Было выпущено 1175 единиц;
  • PzKpfw.I Ausf.B. — еще более мощный 6-цилиндровый двигатель. Было выпущено было выпущено 446 единиц;
  • PzKpfw.I Ausf.С. — создавался в 1939 году по заданию вермахта на создание лёгкого аэротранспортабельного танка. Имел усиленную броню. Было выпущено 40 единиц;
  • PzKpfw.I Ausf.F. — создавался, как танк для прорыва укрепленных линий противника. Так же использовался для борьбы с партизанами. Имел еще более усиленную броню. Было выпущено 30 единиц;

Боевые действия

Боевое крещение первые Pz. 1 получили в Испании. Туда направили 41 Pz.IA и 19 Pz.IB. И все-таки эти танки были очень уязвимы для огня Т-26 и БТ, поставляемых Испании Советским Союзом. Тем не менее, в сентябре 1939 года Вермахт уже располагал 1445 танками PzKpfw-1. После войны с Польшей Германия имела 410 исправных танков, причем 245 из них находились в ремонте. За 1941 и 1942 гг. Советская Армия уничтожила почти все Pz.I. Оставшиеся машины были сняты с военных действий и использовались для поддержания порядка в оккупированных поселениях. Pz.1F использовались в войсках до 1943 года.

Pz.1
Pz.1

Немного интересных сведений

  • Pz.1 практически не выпускался для экспорта. Китай приобрел 17 машин Pz.I A, в Испании эти танки эксплуатировались вплоть до 1950 года и Венгрия приобрела одну машину.
  • PzKpfw.1C использовался как десантный танк. Его сбрасывали на парашютах вместе с войсками ВДВ.

Тактико-технические характеристики

  • Боевая масса: Pz.1 A, B — 5,4 т, Pz.1 С — 8 т и Pz.1 F — 21 т;
  • Экипаж: 2 человека;
  • Бронирование: Pz.1 A, B — лоб, корма и башня — 13 мм, днище и крыша — 6; Pz.1 C — лоб и башня — 30 мм, борт, корма, днище и крыша — 20 мм; Pz.1 F — лоб и башня — 80 мм, борт и корма — 50 мм, днище и крыша — 25 мм;
  • Вооружение: 2 пулемета калибра 7,92 мм;

Leichttraktor | Трактор для дезинформации

Leichttraktor — это первый немецкий башенный легкий танк. В переводе с немецкого — легкий трактор. Машины создавались под таким секретным названием, что бы дезинформировать шпионов из других стран. Ведь в это время (первые годы после Первой Мировой) Германии было запрещено иметь танки.

Leichttraktor
Leichttraktor

История Leichttraktor

После окончания Первой Мировой войны всю вину свалили на Германию. Германии запретили иметь большую армию и военную технику. Но долго сидеть «тише воды, ниже травы»  Германия не собиралась. Решено было разработать собственный танк, а для маскировки назвать Leichttractor (так же использовались обозначения Kleintractor и VK31), что в переводе с немецкого означает «легкий трактор». 28 марта 1928 года верховное главнокомандование Вермахта объявило о конкурсе на разработку гусеничной боевой машины, массой не боле 12 тонн и стоимостью не более 50 000 немецких марок. Трем фирмам, имеющим опыт в танкостроении, раздали заказ уже в мае этого же года. Этими фирмами стали Daimler-BenzKrupp и Rheinmetall-Borsig. К тому времени Управление вооружений уже установило требования для будущего танка: машина должна была быть массой не более 7,5 тонн, толщина бронирования — 14 мм, экипаж из 4 человек и в вооружении должно было состоять из 37-мм пушки и 7,92-мм пулеметов. Кроме того VK31 хотели оборудовать радиосвязью. Фирма Daimler-Benz не смогла участвовать в конкурсе из-за внутренних проблем. А машины остальных фирм отличались лишь незначительными изменениями в гусенице. Можно сказать, что Германия — вторая страна(первая — Франция), создававшая башенный танк «с нуля», а не копируя его у Франции. Kleintraktor, конечно, имел и свои минусы. Недостаточно толстая броня и переднее расположения двигателя делали танк уязвимым для пущек среднего и крупного калибра.

Схема танка от фирмы Rheinmetall-Borsig
Схема танка от фирмы Rheinmetall-Borsig

Судьба «маленького трактора»

Еще в 1926 году СССР активно участвовал в становлении танкостроения в Германии. В декабре 1926 была создана советско-германская танковая школа, известная под названием «Кама». В 1930-1931 гг. сюда были поставлены первые 4 VK31. Однако, в 1933 году школу в Казани ликвидировали и все 4 танка были отправлены обратно в Германию, где их использовали для обучения в военной школе в Пултосе. А в 1931 году Вермахт заказал у фирмы Rheinmetall 289 Kleintraktor’ов, но вскоре заказ отменил. Вермахт отдал предпочтение новым машинам фирмы Krupp Pzkpfw.1.

D2 | «Полностью средний»

D2 — это один из первых средних французских танков. Является «детищем» легкого среднего танка D1. Разрабатывался, как и его предшественник, фирмой «Рено».

Char de bataille D2
Char de bataille D2

История D2

Renault начали модернизацию D1 еще в 1934 году. Новая машины получила название D2. У танка было увеличено бронирование, установлен более мощный движок, позволявший танку развивать скорость до 25 км/ч ( D1 развивал максимальную скорость 20км/ч). Танки поступили на вооружение в дивизию генерала де Голля а также в отдельные роты №№ 345, 346 и 350.

Участие в боевых действиях

В составе дивизий де Голля эти боевые машины принимали участие в боях мая-июня 1945 года. 17 мая танки сражались в атаке на Монкорне. 24 мая дивизия де Голля находилась недалеко от Абвиля. В её составе было 18 боевых машин D2. Как раз в этом месте немецкие войска готовили плацдарм для дальнейших наступлений. Французский генерал получил приказ разгромит противника в этом месте и 27 мая, вечером де Голль повел свои войска в атаку. Ближе к ночи немецкие части в спешке отступили, а французский генерал праздновал эту небольшую победу в замке Юпи. К сожалению, почти все эти боевые машины были утеряны в ходе битвы у Абвиля.

d2_07
D2

Немного полезных сведений

  • За 4 года (с 1936 по 1940) было изготовлено 100 таких танков.
  • 21 машины использовалась немцами под названием Pz.Kpfw 733(f).

Тактико-технические характеристики

Танк имел массу в 19 тонн. Для управления использовался экипаж из трех человек. Боевая машина имела длину почти 4,5 м, ширину чуть больше 2,5 м и высоту 2,2 метров. D2 вооружили 47 мм пушкой(108 снарядов) и 7,5 мм пулеметом(2000 патронов). Со всех сторон танк имел неплохое бронирование: корпус везде 40 мм, крыша — 20 мм, башня — 30…46 мм. 6-цилиндровый двигатель мощностью 150 л.с. при 2000 об/мин обеспечивали скорость в 25 км/ч.

Т-35 | Сила и мощь

Т-35 — первый советский тяжелый танк, вышедший в массовое производство. И единственный в мире серийный 5-башенный танк. Подготовка к разработке танка шла в несколько этапов, и в итоге получилась очень мощная машина с большой убойной силой.

Т-35
Т-35

История создания

Работы по созданию собственных тяжелый танков начались еще в 1920-х годах. Первым предшественником Т-35 стал деревянный макет 60-ти тонного танка. Но, из-за сложности конструкции, бесперспективности танка и огромного количества недостатков, проект оставили незавершенным. Позже, в марте 1930 года, к проектированию танка прорыва приступила советско-немецкая группа под руководством Эдварда Гротте. Группа создала «мощный средний танк» ТГ. Но проект снова отклонили из-за высокой стоимости и общего несоответствия советской танковой промышленности. Однако, благодаря этой разработке, советские конструкторы приобрели немало опыта в танкостроении. После закрытия проекта Гротте была создана группа из советских инженеров, ранее участвовавших в создании «Танка Гротте». Эта группа получила четкий приказ: «К 1-му августа 1932 года создать новый 35-тонный танк прорыва». И уже в 20-го августа 1932 года собрали первый прототип Т-35.

Разработка Т-35

Первый прототип танка, представленный военной комиссии, получил название Т-35-1. Машина значительно отличалась от задания УУМ. Масса танка была 42 тонны, против 35. Танк имел 5 независимых башен. Вооружение танка состояло из одного 76-мм орудия, двух 37-мм и трех пулеметов. Двигатель танка имел мощность в 500 л.с., танк развивал скорость в 28 км/ч. После испытаний комиссия осталась вполне удовлетворена танком. Но был отмечен ряд недостатков и большая стоимость трансмиссии, из-за которой невозможно было наладить массовое производство Т-35. Танк предложили доработать. И уже второй образец Т-35-2 был собран в апреле 1933 года, а 1 мая участвовал в параде. Параллельно велась разработка танка Т-35А, предполагавшего запустить в серийное производство. Всего было выпущено 59 машин Т-35А и по одному прототипу Т-35-1 и Т-35-2.

Военная карьера

Вплоть до начала Второй Мировой Т-35 не принимали участия в военных действиях. В основном танки выезжали на парады, либо на учебные маневры. Участие в настоящих боевых действиях эта машина практически не принимала. 57 машин вышли из строя в первые дни войны и еще 2 в битве под Москвой. Но, несмотря на такую короткую боевую карьеру, Т-35 считался самым мощным танком в периоде между Первой и Второй Мировыми войнами.

T1 Cunningham | «Тракторный» танк

В конце 1920-х годов американская танковая армия состояла в основном из 6-ти и 3-тонных фордов. Но прогресс не стоит на месте, и в Европе уже появились более новые машины. Американское руководство поставило задачу разработать новый танк. Новый танк получил название T1.

T1 Cunningham
T1 Cunningham

История T1

Поняв, что М1917 уже устарел для сражений, американское руководство поставило новую задачу: «Разработать новый танк, который будет превосходит своих предшественников в броне, проходимости и других «навыках» и заменит их». Известная тракторная фирма Cunningham активно занялась разработкой нового танка. Проанализировав зарубежные образцы и свои разработки они составили проект танка под названием T1 Cunningham.

T1 Cunningham
T1

Разработка и испытания

Разработка T1 Сunningham началась в 1926 году. Уже в 1927 был создан первый прототип. Однако, танк имел очень малую скорость и проходимость. Достаточно технологичная гусеница затруднительно передвигалась по местности, изрытой снарядами. Дало знать о себе «тракторное прошлое» Cunningham. В итоге танк дорабатывали ещё несколько раз. И все же, из-за многочисленных недоработок наладить серийное производство танков не удалось.

T1 Cunningham
T1 Cunningham

Немного полезной информации о T1 Cunningham

  • T1 Cunningham имел 6 модификаций:
    1. T1E1 — немного изменен корпус;
    2. T1E2 — Более мощный двигатель и орудие, усиленное бронирование;
    3. T1E3 — модификация с пружиной подвеской
    4. T1E4 — двигатель располагался в корме и все машины оборудовались радио;
    5. T1E5 — модернизированная трансмиссия;
    6. T1E6 — более мощный двигатель;
  • Танк имел 8-цилиндровый двигатель мощностью 132 л.с., бак на 221,5 литров и механическую трансмиссию с 4-скоростной КПП.
  • Вооружение танка состояло из 37-мм пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета.

M1917 | Еще одна копия FT-17

M1917 — первый американский легкий танк, выпущенный в массовое производство. Как и многие первые башенные танки, он создавался на базе французского FT-17. От французского «предка» M1917 не отличался практически ничем.

M1917

История танка

Танк разрабатывался фирмой Ford и в октябре 1918 года был поставлен на серийное производство. Танки постоянно модернизировали, выявляя у них слабые качества. После окончания Первой Мировой США были практически не разорены, в отличии от Франции, Великобритании и других стран Европы. Это позволило США не сокращать выпуск военной техники. Всего было выпущено 950 единицы М1917. Из них 374 машины танка с 37 мм пушками и 526 с пулеметами. Еще 50 танков не имели вооружения, зато они были оборудованы радиостанциями и использовались для управления другими танками.

Участие в боевых действиях

Достоверных сведений об участии М1917 в боевых действиях не известно. Хотя у этих танков была возможность показать себя во время так называемой «Бонусной войны», под которой подразумевался марш многотысячных ветеранов Первой Мировой, возмущенных тем, что правительство не выплатило им премии.

AMC 35 | Продолжаем традиции AMR

Легкий танк AMC 35 был создан французской фирмой Renault для замены своего предшественника — AMR. Машина получилась такой-же быстрой, маневренной и мобильной, как и её предшественник.

AMC 35
AMC 35

История AMC 35

AMC 35 последний танк кавалерийской поддержки, разработанный фирмой Renault. Был создан на основе промежуточного танка AMC 34YR, который создавался на базе танка AMR. AMC 34YR создавались в 1934-1935 гг. И все 12 единиц были отправлены в Марокко для охраны колоний в Африке. AMС 35 был разработан в 1936 году и с 1938 по 1939 гг. было выпущено 50 единиц этой машины.

AMC 34YR
AMC 34YR

Производство и участие вот Второй Мировой

Производство этого танка продвигалось очень медленно, причем первые 12 машин готовились по заказу Бельгии. В итоге к началу Второй Мировой во Французской армии имелось 22 танка такого типа. Всего было выпущено 35 машин для французской и 15 машин для бельгийской армий. Все выпущенные машины начали участвовать в войне только 15 мая 1940 года, а до этого они простаивали в ангарах и гаражах. Известно, что небольшой количество этих танков принимали участие в боях между Сеной и Лаурой. Бельгийские танки, обозначенные бельгийцами AGG, состояли в броне-эскадроне поддержки кавалерии. Достоверно известно, что этот эскадрон первым встретил немецкие части по Квартрехтом 20 мая 1940 года. Захваченные немцами танки получили название Pz.Kpfw. AMС 738(f) и использовались в оккупационных войсках.

Подбитый танк
Подбитый танк