Архив рубрики: Средние танки

А-32 | «Родитель» легенды

Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье вы узнаете о предшественнике легендарных «тридцатьчетверок». Танк А-32 разрабатывали как гусеничный вариант танка А-20. Это позволяло сэкономить массу, а значит, увеличить бронирование и вооружение.

Читать далее А-32 | «Родитель» легенды

Grosstraktor | Средний трактор

Приветствую тебя, мой дорогой читатель! Сегодня ты узнаешь об ещё одном немецком «тракторе». Grosstraktor (большой трактор) — прототип германских средних танков. Почему «трактор»? История такая-же, как и с танком Leichttraktor. Германии было запрещено иметь военную технику после Первой Мировой, и они назвали танки «тракторами» для конспирации.

Grosstraktor
Grosstraktor

История танка Grosstraktor

Grosstraktor имел 6 прототипов, созданных тремя немецкими фирмами: Rheinmetall-Borsig, Krupp и Daimler-Benz. Каждая фирма должна была создать по 2 танка, соответствующих требованиям Вермахта:

  • масса 15 тонн,
  • длина 6 метров,
  • высота 2,40 метра,
  • скорость 40 км/ч,
  • удельное давление на грунт — порядка 0,5 кг/см²,
  • размещение одной 75-мм пушки KwK L/24 в главной башне и 2—4 пулемётов в малой башне, в корпусе и в главной башне (спаренный с пушкой),
  • преодолеваемая стенка высотой до 1 метра,
  • преодолеваемый подъём до 30°,
  • преодолеваемый брод глубиной 0,8 метра.

Первые машины уже были готовы в 1928 году. В 1929 свой первый прототип закончила компания «Даймлер-Бенц». Сборка второго образца закончилась в 1930 году. Экипаж каждого танка состоял из 6 человек. В плане вооружения все машины соответствовали и друг-другу, и требованиям Вермахта. А вот в массе получились некоторые расхождения. «Сельхозмашина» фирмы «Даймлер-Бенц» оказалась самой тяжелой, её вес перевалил за 19 тонн. Крупповский прототип имел массу 16 тонн, а «трактор» фирмы «Рейнметалл-Борзиг» — 15 тонн.

Grosstraktor. Схема
Grosstraktor. Схема

Испытания

Машинам «Даймлер-Бенц» дали номера 41 и 42, и назвали «Grosstraktоr I». «Крупповским сельхозмашинам» дали номера 43 и 44 и наименование «Grosstraktоr III». «Трактора» Rheinmetall-Borzig получили номера 45 46 и название «Grosstraktоr II». Использование, испытание и постройка любой военной техники в Германии было запрещено, поэтому Германия тайно вывезла свои танки в танковую школу под городом Казань в СССР. Там прошли первые испытания «Гросс-тракторов». Машины фирм «Крупп» и «Даймлер-Бенц» были сразу сняты с испытаний, ввиду постоянных поломок. Из танков этих двух фирм только Grosstraktоr I смог пройти 66 км. Больше всего комиссию Вермахта удовлетворил Grosstraktоr II, фирмы «Рейнметалл-Борзиг». Он прошел 1200 км, однако у всех машин регулярно скидывало гусеницы. Это объяснили задним расположением ведущих катков. Впоследствии, этот факт отразился во всех немецких танках Второй Мировой.

Судьба машин

После закрытия школы под Казанью, танки были переправлены обратно в Германию. В 1934 году все машины были отправлены в Германские танковые полки для обучения. В 1935 году все машины участвовали в широкомасштабных учебных маневрах вместе с танками Pz.1. В 1937 году все машины поставили на постаменты около казарм танковых рот Германии в качестве памятников, но в годы Второй Мировой все «Гросс-тракторы» были разобраны на металл.

D2 | «Полностью средний»

D2 — это один из первых средних французских танков. Является «детищем» легкого среднего танка D1. Разрабатывался, как и его предшественник, фирмой «Рено».

Char de bataille D2
Char de bataille D2

История D2

Renault начали модернизацию D1 еще в 1934 году. Новая машины получила название D2. У танка было увеличено бронирование, установлен более мощный движок, позволявший танку развивать скорость до 25 км/ч ( D1 развивал максимальную скорость 20км/ч). Танки поступили на вооружение в дивизию генерала де Голля а также в отдельные роты №№ 345, 346 и 350.

Участие в боевых действиях

В составе дивизий де Голля эти боевые машины принимали участие в боях мая-июня 1945 года. 17 мая танки сражались в атаке на Монкорне. 24 мая дивизия де Голля находилась недалеко от Абвиля. В её составе было 18 боевых машин D2. Как раз в этом месте немецкие войска готовили плацдарм для дальнейших наступлений. Французский генерал получил приказ разгромит противника в этом месте и 27 мая, вечером де Голль повел свои войска в атаку. Ближе к ночи немецкие части в спешке отступили, а французский генерал праздновал эту небольшую победу в замке Юпи. К сожалению, почти все эти боевые машины были утеряны в ходе битвы у Абвиля.

d2_07
D2

Немного полезных сведений

  • За 4 года (с 1936 по 1940) было изготовлено 100 таких танков.
  • 21 машины использовалась немцами под названием Pz.Kpfw 733(f).

Тактико-технические характеристики

Танк имел массу в 19 тонн. Для управления использовался экипаж из трех человек. Боевая машина имела длину почти 4,5 м, ширину чуть больше 2,5 м и высоту 2,2 метров. D2 вооружили 47 мм пушкой(108 снарядов) и 7,5 мм пулеметом(2000 патронов). Со всех сторон танк имел неплохое бронирование: корпус везде 40 мм, крыша — 20 мм, башня — 30…46 мм. 6-цилиндровый двигатель мощностью 150 л.с. при 2000 об/мин обеспечивали скорость в 25 км/ч.

Т-28 | Мощный старт

Т-28 — первый наиболее удачный советский средний танк. Хотя он обладал достаточной, по сравнению с легкими танками, скоростью (45 км в час, для сравнения: у БТ максимальная скорость — 53 км в час), превосходили их по проходимости, бронированию и мощности орудия.

22021401_0
Т-28, советский средний танк

История

История Т-28 началась в 1930 году, когда Советский Союз направил делегацию в Великобританию. Цель этой делегации была проста: приобретение наиболее современного образца броневой техники для использования его при собственном танкостроении. Комиссия заинтересовалась танком «Виккерс 16-тонный». И, приобретя его за 20 000 фунтов стерлингов(около 200 000 рублей золотом), комиссия отправилась домой. После тщательного изучения танка было принято решение, построить опытный образец среднего танка на основе машины «Виккерс 16-тонный». Первый танк создали и испытали уже в конце мая 1932 года. Оценку от испытательной комиссии он получил положительную, однако, тестирующие требовали установить на танк более мощное орудие и дизельный двигатель. И вот, после тщательной доработки танка, в конце октября было принято решение об окончательной переработке танка.

Т-28, опытный образец 1932 года
Т-28, опытный образец 1932 года

Боевое крещение Т-28

Первые боевые машины поступили на вооружение танковых полков Ленинградского военного округа. Позже все Т-28 разбили на отдельные бригады в разные военный округа. Первые учебные маневры с Т-28 прошли в Ленинградском военном округе. в 1934 году в январе. Так же, начиная с 1933 года и до Великой Отечественной Т-28 становились неотъемлемыми участниками всех парадов на Красной Площади. Боевое крещение эти танки получили в «освободительных походах» на Польшу и Западную Украину. Т-28 принимали участие в Советско-Польской войне. 20-я танковая бригада им. Кирова, в составе которой в основном были Т-28, сыграла чуть ли не решающую роль в прорыве «линии Маннергейма». Т-28 использовались в полном смысле по своему прямому назначению. Они прорывали сильно укрепленные позиции противника, прокладывали путь пехоте, а мощный двигатель делал их более проходимыми в снегу, чем легкие танки. Единственно преградой для Т-28 были 40-мм противотанковые пушки «Бофорс», но, к счастью, у финнов их было немного. Боевые действия в Финляндии показали, что машина Т-28 надежна и ремонтопригодна.

Т-28
Т-28

Великая Отечественная

После войны с Финляндией было принято решение экранировать (наварить на броню дополнительные броневые листы) Т-28 для улучшения брони. К началу Великой Отечественной в Красной Армии была 481 единица Т-28. Из них, к боевым действиям были готовы 259. Первыми в бой с немцами вступили Т-28 на Северо-Западном фронте у литовского города Алитус. Так же бои проходили и на Юго-Западном фронте, но изношенность боевых машин и отсутствие дополнительных деталей не позволяли в полной мере ремонтировать Т-28. Дольше всего держались танки 1-ого механизированного корпуса в Северо-Западном фронте. Это объяснялось тем, что большинство танков на этом фронте было экранировано и недалеко находился Кировский завод, который мог быстро и качественно отремонтировать танки. Позже, оставшиеся Т-28, защищали Москву, прорывали блокаду Ленинграда, часть машин использовалась в блокадном городе, как неподвижная огневая точка. Оставшиеся машины участвовали в войне вплоть до конца Августа 1944 года.

Т-28_на_маневрах
Т-28 на маневрах

Немного интересных сведений

  • За 7 лет, с 1933 по 1940 гг, было выпущено 502 единицы Т-28;
  • Т-28 имел три башни, каждая башня имела свою траекторию обстрела. Такой танк можно было рассматривать как танковый взвод;
  • В состав Финской армии входило 7 трофейных Т-28, которые эксплуатировались до 1945 года;

D1 | Золотая середина

D1 — французский легкий танк. Хотя его можно назвать и средним. Его габариты и некоторые характеристики (например вес в 14 тонн) все таки приближают его к средним танкам.

D1, французский легкий/средний танк
D1, французский легкий/средний танк

История и первый боевой опыт

Танк Char D1 — это результат модернизации танка Renault NC27, который в свою очередь является небольшой модернизацией FT-17. Танк разрабатывался в конце 1920-х годов и сразу понравился комиссии из ВС франции. Всего в период с 1931 по 1935 гг. было выпущено 160 таких танков.

Первые танки стали сразу перебрасываться в Северную Африку для охраны колоний Франции. Там они иногда воевали с итальянскими войсками, пытавшимися захватить Тунис (тогдашняя колония Франции). Тогда эти танки были самыми сильными в Северной Африке.

b_6432_pic_649

Вторая Мировая

В начале Второй Мировой Франция почти сразу вышла из войны. И все таки, благодаря колониям в Африке, французы сумели сохранить почти все танки D1. К сожалению, без разрешения Италии (это было принято во время перемирия с Италией), эти танки нельзя было эксплуатировать. Но все-таки Французы сумели договориться и получить разрешение использовать сперва половину, а потом и почти все танки D1. В 1942 году D1 защищал от американского десанта город Оран. До марта 1943 года эти машины успешно использовались при обороне от наступавших немецких войск. Но когда оборона перешла в отступление, сразу стала видна «тихоходность» этой машины, и её сразу перевели в резерв. Тем не менее, многие отремонтированный D1 еще долгое время служили в охране Туниса.

85461034 01

Т-24 | Делаем успехи

Т-24 — это во многом улучшенная версия первого советского среднего танка Т-12. Советские инженеры учли весь предыдущий опыт танкостроения, и создали достаточно неплохую машину. К сожалению, поучаствовать в сражениях этому танку, как и его предшественнику, не удалось.

Т-24
Т-24

История

В мае 1930 года, когда Т-12 прошел свои последние испытания, советские инженеры приступили к улучшению Т-12. Был увеличен объем бака, появилась возможность установки радиостанции. С 1930 по 1931 года конструкторы создавали Т-24. Несмотря на то, что было выпущено достаточно много отдельных частей танка (24 корпуса, около 20 башен и 8-9 шасси) было полностью укомплектовано всего 8-9 машин. Сложные экономические условия того периода не позволяли наладить массовый выпуск Т-24. А в 1931 году, 1 июня конструкторский коллектив получил указание сворачивать выпуск Т-24, и начинать разработку быстрых легких танков. Так немного неудачно закончились первые шаги в покорении средних танков.

g03188_4773643

Интересные особенности

Танк Т-24 имел такую же трех ярусную расстановку орудий, как и его предшественник. Внизу, в корпусе располагалось орудие небольшого калибра, большая башня была оснащена 45 мм пушкой, а маленькая башенка оснащалась пулеметом, и могла вращаться отдельно от большой, что повышало эффективность огня.

Т-24
Т-24

Т-12 | Единственный и неповторимый

Т-12 — это первый средний советский опытный танк. Был создан в единственном экземпляре. На его базе были построены последующие русские средние танки.

Т-12
Т-12

 История создания

Приказ создать танк такого типа поступил 20 декабря 1927 года. Руководителем командой инженеров назначили Сергея Шукалова, советского конструктора танков. На внешний вид танка повлиял недавно созданный Американцами легкий танк Т1Е2, особенностью которого было двух ярусное расположение башен. Небольшая пулеметная башенка располагалась на крыше основной. На танк поставили авиадвигатель М-6. А сзади корпуса сделали специальный «хвост» для преодоления рвов.

20110623184847

Испытания

Танк строили чуть больше года, с 13 октября 1928 по 15 октября 1929, а на оснащение оборудованием было потрачено еще 2 месяца. В итоге комиссия приняла танк в феврале, а испытания назначили на 2 апреля. После того как танк прошел 2 км по грунту, у него сломалась трансмиссия, так же были обнаружены недостатки в двигателе: из-за недоработанной системы охлаждения вода в радиаторе закипала и двигатель быстро перегревался. Но в танк отметили и положительные стороны, такие как плавность хода. В конце апреля следующего года танк, в уже немного обновленном виде, вновь представили комиссии.Танк прекрасно справился со всеми поставленными перед ним задачами: успешно прошел по пересеченной местности, поднялся в гору и пересек окоп шириной 2 м. После огневых испытаний комиссия осталась довольна танком, однако посоветовала доработать. Но доработав Т-12, получили немного другой танк. О нем завтра)

Т-12 основоположник русских средних танков
Т-12 «основоположник» русских средних танков

Средние танки | Начало

Средние танки — прекрасные машины, сочетающие в себе достаточно высокую скорость, хорошую проходимость, неплохую броню и прекрасное орудие. Первые средние танки (от 20 до 30-40 тонн) появились еще до Второй Мировой, но своего высокого развития достигли именно в эти годы, и достаточно хорошо показали себя на полях сражений.

Т-28, первый советский средний танк
Т-28, первый советский средний танк

Есть множество известнейших средних танков. Стоит только вспомнить русскую «тридцатьчетверку», или немецкую «пантеру» и американского «Т26Е4″… Все средние танки являются как бы золотой серединой между тяжелыми и легкими танками.

P.S. Начиная с этой «преамбулы» я буду выкладывать статьи не только про легкие, но и про средние танки. Ждите!