Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье вы узнаете о предшественнике легендарных «тридцатьчетверок». Танк А-32 разрабатывали как гусеничный вариант танка А-20. Это позволяло сэкономить массу, а значит, увеличить бронирование и вооружение.
История А-32
В январе 1939 года, сразу после начала работ над А-20, главный конструктор М.И.Кошкин решил параллельно вести разработку другого варианта А-20. Первоначально танк называли А-20Г (гусеничный). Конструкция танка практически не отличалась от А-20, однако, была переработана башня, ведь на неё установили 76,2-мм пушку. Что бы максимально снизить нагрузку на шасси решили использовать 5-катковую ходовую часть(это можно увидеть на рисунке). 27 февраля 1939 года, на заседании НКО СССР, впервые были рассмотрены оба проекта: А-20 и А-32. Тогда все военные были на стороне А-20. Они хотели построить в металле только А-20, но, не желавший сдаваться Кошкин сумел убедить в необходимости построить оба танка. И.Сталин поддержал Кошкина и это позволило утвердить оба проекта. Уже в марте были выделены денежные средства, что позволило уже летом построить оба прототипа.
Испытания А-32
Вопреки ожиданиям военных, А-32 показал себя на испытаниях не хуже, чем А-20. Он развивал скорость до 70 км/ч, а А-20 на гусеницах разгонялся до 66 км/ч, а на колесах до 80 км/ч. Запас хода был 440 км. Во время испытаний выяснилось, что броню можно увеличить ещё на 10 мм. Не дожидаясь приказа, на заводе стали улучшать танк. Была поставлена 45-мм пушка, и броня увеличена на 10 мм. После повторных испытаний в июле-августе 1939 года, во время которых танк прошел около полутора тысяч километров, со средней скорость 28,2 км/ч. Комиссия отметила чуть более высокую подвижность А-20, однако, по защищенности и вооружению А-32 превосходил своего «конкурента». Комиссия предложила довести бронирование до 45 мм, что бы защитить танк от выстрелов 20-мм и 37-мм противотанковых орудий. Не найдя явного лидера танки отправили на доработку, но уже тогда и наркомат, и военные отдавали предпочтение гусеничному танку. Повторная демонстрация состоялась 23 сентября 1939 года. А-32 с легкостью прошел все испытания, и в конце повалил случайно подвернувшееся на пути дерево.
Дальнейшая судьба проекта
1 декабря 1939 года началась серийная разработка первых десяти А-32. Директор завода Ю.Е.Максарев в отчете 18 декабря отмечал: «Испытания догруженного танка А-32 прошли удовлетворительно«. 19 декабря 1939 года состоялась заседание Комитета обороны, где было принято поставновление № 443 «О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 г». В соответствии с ним, предполагалось производить танк А-32 (тогда уже его переименовали в Т-32), но в модифицированном варианте. Помимо усиления брони, надлежало установить 76,2-мм пушку Ф-32 с спаренным пулеметом ДТ и зенитный пулемет на крыше башни. И вот этот новый танк и назвали Т-34. Дальнейшая судьба танков А-32 неизвестна, однако, есть предположения, что танки участвовали в обороне Москвы.
Тактико-технические характеристики
- Масса: 19 т;
- Экипаж: 4 человека;
- Габариты:
- Длина — 5960 мм;
- Ширина — 2650 мм;
- Высота — 2435 мм;
- Клиренс — 400 мм;
- Бронирование:
- Лоб корпуса — 20 мм;
- Борт корпуса — 20-25 мм;
- Корма корпуса — 16 мм;
- Башня — 25 мм;
- Крыша и днище — 10 мм;
- Вооружение:
- Нарезная 76,2-мм пушка;
- Два 7,62-мм пулемета;
- Подвижность:
- Тип двигателя — 12-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива В-2
- Мощность двигателя — 500 л.с.
- Максимальная скорость — 65 км/ч;