Рено-Русский | 15 богатырей

Приветствую вас, дорогие читатели блога! В этой статье вы узнаете о первом советском танке, а точнее, о первых 15 советских танках. Эти машинки создавались на базе французского FT-17 и, по сути, составляют почти полную его копию. Назвали эти танки Рено-Русский.

Предпосылки

FT-17(слева) и Рено-Русский(справа)
FT-17(слева) и Рено-Русский(справа)

После захвата власти большевиками в 1917 году Российская Империя (тогда это была уже РСФСР) вышла из участия в Первой Мировой войне. Страны Европы, состоявшие в союзе с бывшей Российской империей, решили «наказать» её за такое поведение, введя свои войска на территорию РСФСР. И вот, 12 декабря 1918 года, в Одессе высадились объединенные французские и греческие войска. Во французской армии было 20 танков FT-17. Прорвав одно из укреплений, Красная Армия обратила противника в бегство, захватив себе много разных трофеев. Среди них:

  • около 100 пулемётов;
  • четыре орудия, из них 2 дальнобойных;
  • семь паровозов;
  • пять эшелонов;
  • бронированный поезд;
  • греческий и французский штабы;
  • 4 танка FT-17.

Из четырёх захваченных танков, полностью исправными были только два. Один из танков был отправлен в Москву в подарок вождю В. И. Ленину. 1 мая 1919 года один из танков прошёл по Красной Площади во время праздничного парада.

История создания танка Рено-Русский

Чертеж танка Рено-Русский
Чертеж танка Рено-Русский

Встреча с FT-17 подтолкнула Советское руководство к мысли о производстве собственных танков. Один из трофейных танков был отправлен на завод, который специально был выделен для этих целей в селе «Красное Сормово». Танк прислали в разобранном виде в трёх крытых вагонах. Однако, прибывший «танк», а точнее, то что от него осталось, полностью обескуражил работников завода. Множество деталей было просто-напросто украдено и отсутствовала важная часть конструкции — коробка передач. Все это сулило заводу большие трудности. Для помощи в изучении танка и составлении технической документации были присланы 4 инженера. Двое из них были из Франции и ранее работали на заводе Renault. Звали их Дем и Розье. Коробку передач и двигатель было решено взять у трофейного автомобиля «Фиат», предварительно подогнав его под габариты танка. К концу декабря 1919 года было составлено уже около 130 чертежей узлов и агрегатов танка. Многие из них сразу же воплощались «в металле» из низкосортной стали и корректировались при необходимости. В конце 1919 года инженер Ф. Нефёдов разработал маршрутную сборку танка Рено-Русский и завод приступил к изготовлению деталей для танков.

15 богатырей

Борец за свободу товарищ Ленин
Борец за свободу товарищ Ленин

31 августа 1920 года на свет появился первый Рено-Русский с названием «Борец за свободу товарищ Ленин». Относительно такого длинного и сложного названия есть целая легенда. Придумывая имя первому танку, часть рабочих предложила назвать танк «Борец», другие хотели назвать «За свободу». В итоге все пришли к названию «товарищ Ленин», и тогда кто-то предложил связать все три названия воедино и получилось «Борец за свободу товарищ Ленин». Позже было создано еще 14 танков, и каждый имел своё название.

№ танка Название
1 «Борец За Свободу товарищ Ленин»
2 «Парижская Коммуна»
3 «Карл Маркс»
4 «Лев Троцкий»
5 «Лейтенант Шмидт»
6 «Карл Либкнехт»
7 «Красный Борец»
8 «Красная Звезда»
9 «Пролетарий»
10 «Свободная Россия»
11 «Черноморец»
12 «Илья Муромец»
13 «Буря»
14 «Керчь»
15 «Победа»

Так же, есть данные, что весной 1921 года изготовили 16 Рено-русский под названием «Сувенир». Этот танк подарили Ленину.

Участие в военных действиях

«Рено-Русские» поступали на вооружение в Красную Армию, однако участия в больших боевых действиях они не принимали. Есть сведения, что некоторые танки участвовали в Гражданской и Советско-Польской войнах. В 1922 году эти танки принимали участие в сражении с различными бандитскими группировками в районе Средней Волги. Далее эти танки стали выходить из строя и постепенно их списывали.

Тактико-технические характеристики танка

Масса танка: 7 тонн;

  • Габариты:
    • Длина — 4960 мм;
    • Ширина — 1750 мм;
    • Высота — 2250 мм;
    • Клиренс — 420 мм;
  • Бронирование танка:
    • Лоб и борта корпуса — 16 мм;
    • Корма корпуса — 13 мм;
    • Днище — 6,5 мм;
    • Крыша корпуса — 8 мм;
    • Лоб и борта башни — 22 мм;
  • Вооружение:
    • 37-мм пушка;
    • На 10 машинах 8-мм пулемет;
  • Двигатель:
    • Тип — карбюраторный, рядный, 4-х цилиндровый, жидкостного охлаждения
    • Мощность двигателя — 33,5 л.с.
    • Максимальна скорость — 8,5 км/ч;

Вот вы, дорогие читатели, и узнали историю первого башенного танка СССР. До встречи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.