Приветствую вас, дорогие читатели блога! В этой статье вы узнаете о первом советском танке, а точнее, о первых 15 советских танках. Эти машинки создавались на базе французского FT-17 и, по сути, составляют почти полную его копию. Назвали эти танки Рено-Русский.
Предпосылки
После захвата власти большевиками в 1917 году Российская Империя (тогда это была уже РСФСР) вышла из участия в Первой Мировой войне. Страны Европы, состоявшие в союзе с бывшей Российской империей, решили «наказать» её за такое поведение, введя свои войска на территорию РСФСР. И вот, 12 декабря 1918 года, в Одессе высадились объединенные французские и греческие войска. Во французской армии было 20 танков FT-17. Прорвав одно из укреплений, Красная Армия обратила противника в бегство, захватив себе много разных трофеев. Среди них:
- около 100 пулемётов;
- четыре орудия, из них 2 дальнобойных;
- семь паровозов;
- пять эшелонов;
- бронированный поезд;
- греческий и французский штабы;
- 4 танка FT-17.
Из четырёх захваченных танков, полностью исправными были только два. Один из танков был отправлен в Москву в подарок вождю В. И. Ленину. 1 мая 1919 года один из танков прошёл по Красной Площади во время праздничного парада.
История создания танка Рено-Русский
Встреча с FT-17 подтолкнула Советское руководство к мысли о производстве собственных танков. Один из трофейных танков был отправлен на завод, который специально был выделен для этих целей в селе «Красное Сормово». Танк прислали в разобранном виде в трёх крытых вагонах. Однако, прибывший «танк», а точнее, то что от него осталось, полностью обескуражил работников завода. Множество деталей было просто-напросто украдено и отсутствовала важная часть конструкции — коробка передач. Все это сулило заводу большие трудности. Для помощи в изучении танка и составлении технической документации были присланы 4 инженера. Двое из них были из Франции и ранее работали на заводе Renault. Звали их Дем и Розье. Коробку передач и двигатель было решено взять у трофейного автомобиля «Фиат», предварительно подогнав его под габариты танка. К концу декабря 1919 года было составлено уже около 130 чертежей узлов и агрегатов танка. Многие из них сразу же воплощались «в металле» из низкосортной стали и корректировались при необходимости. В конце 1919 года инженер Ф. Нефёдов разработал маршрутную сборку танка Рено-Русский и завод приступил к изготовлению деталей для танков.
15 богатырей
31 августа 1920 года на свет появился первый Рено-Русский с названием «Борец за свободу товарищ Ленин». Относительно такого длинного и сложного названия есть целая легенда. Придумывая имя первому танку, часть рабочих предложила назвать танк «Борец», другие хотели назвать «За свободу». В итоге все пришли к названию «товарищ Ленин», и тогда кто-то предложил связать все три названия воедино и получилось «Борец за свободу товарищ Ленин». Позже было создано еще 14 танков, и каждый имел своё название.
№ танка | Название |
1 | «Борец За Свободу товарищ Ленин» |
2 | «Парижская Коммуна» |
3 | «Карл Маркс» |
4 | «Лев Троцкий» |
5 | «Лейтенант Шмидт» |
6 | «Карл Либкнехт» |
7 | «Красный Борец» |
8 | «Красная Звезда» |
9 | «Пролетарий» |
10 | «Свободная Россия» |
11 | «Черноморец» |
12 | «Илья Муромец» |
13 | «Буря» |
14 | «Керчь» |
15 | «Победа» |
Так же, есть данные, что весной 1921 года изготовили 16 Рено-русский под названием «Сувенир». Этот танк подарили Ленину.
Участие в военных действиях
«Рено-Русские» поступали на вооружение в Красную Армию, однако участия в больших боевых действиях они не принимали. Есть сведения, что некоторые танки участвовали в Гражданской и Советско-Польской войнах. В 1922 году эти танки принимали участие в сражении с различными бандитскими группировками в районе Средней Волги. Далее эти танки стали выходить из строя и постепенно их списывали.
Тактико-технические характеристики танка
Масса танка: 7 тонн;
- Габариты:
- Длина — 4960 мм;
- Ширина — 1750 мм;
- Высота — 2250 мм;
- Клиренс — 420 мм;
- Бронирование танка:
- Лоб и борта корпуса — 16 мм;
- Корма корпуса — 13 мм;
- Днище — 6,5 мм;
- Крыша корпуса — 8 мм;
- Лоб и борта башни — 22 мм;
- Вооружение:
- 37-мм пушка;
- На 10 машинах 8-мм пулемет;
- Двигатель:
- Тип — карбюраторный, рядный, 4-х цилиндровый, жидкостного охлаждения
- Мощность двигателя — 33,5 л.с.
- Максимальна скорость — 8,5 км/ч;