M3 Stuart | Танк-Генерал | Военные действия

Приветствую вас, дорогие читатели! Опять долго не писал статьи, но обещаю исправиться:) Итак,это вторая часть про танк M3 Stuart (первая часть). Он активно использовался во Второй Мировой войне. Правда, использовались они в основном другими странами. США активно участвовали в программе ленд-линза. Больше всего танков заказала Великобритания(6904 танка), на втором месте — СССР(1681 танк), на третьем — Франция(651 танк).

M3 Stuart в Великобритании

Боевое крещение M3 Stuart получил в британских войсках. В 1940-1941 годах Британия понесла большие танковые потери и вынуждена была обратиться за помощью к США. Однако, получив отказ воспроизводить британские танки, англичане согласились на закупку американских, к тому времени единственным доступны для это танком был M3 Stuart. В июне-июле 1941 пришли первые 84 машины. В Великобритании «Стюарты» получили весьма смешные оценки. Главными претензиями к ним были: вручную вращающаяся башня, малое боевое пространство, несовершенство смотровых щелей и малый запас хода. Однако, отмечались и положительные моменты: превосходная надежность двигателя и танка в целом, а 37-мм американская пушка не уступала британской 40-мм QF 2 pounder (это такая пушка, про неё напишу отбельную статью). За свою надежность танк получил прозвище «Honey» — «миляга» с английского (вот честно, никогда не понимал английский юмор). К концу 1941 года в армии Британии уже насчитывалось 300 «Стюартов».

Операция «Крестоносец» в ВС Британии

M3 Stuart в Египте
M3 Stuart в Египте

К началу операции «Крестоносец», 18 ноября 1941 года, в 7-й британской танковой дивизии, готовившейся участвовать в этой операции, насчитывалось 165 «Стюартов», что составляло более 1/3 танкового парка дивизии. В первом же сражении «Стюарты» «поперхнулись». Счет потерь после сражения составил: 23 потерянных «Стюарты» с британской стороны и 2! потерянных и 6 поврежденных танка с немецкой стороны. ДВА и 23! Британия могла уже задуматься: «А стоило ли дальше атаковать противника?»… Однако, нет. После новых боёв и сорвавшихся атак от некогда большого парка в 165 машин осталось только 93 M3 «Stuart». В ночь с 22 на 23 ноября Германия совершила контратаку и нанесла ещё более тяжелые потери танковому корпусу Британии. В целом, на 23 ноября (день провала операции «Крестоносец), 7-я дивизия потеряла 3/4 всего своего танкового парка (для справки, танковая дивизия составляет примерно 300 танков). Осталось только 35 «Миляг» и 40 крейсерских танков производства Британии. Причины провала: неправильно использование легких танков и превосходство германской техники.

К началу 1942 года в армию стали поставлять уже более совершенные американские M3 «Grant», точнее M3 «Lee» («грантами» его прозвали британцы, кстати, очень интересная и необычная машинка, обязательно напишу про неё статью). И британцы наконец-то поняли, что легким «Стюартам» сложно противостоять средним германским Pz.III и Pz.IV. Вскоре почти всех «Стюартов» переделали в безбашенные тягачи и БТР-ы.

Операция «Факел» в ВС США

Подбитый "Стюарт" в Ливии
Подбитый «Стюарт» в Ливии

8 ноября 1942 года американцы высадились в Африке на территории Алжира и Марокко. Здесь «Стюарты» столкнулись в вишистскими R35 (Виши — это режим в захваченной Франции). Слабые пушки французского танка не смогли пробить броню M3, в итоге американцы подбили 14 танков, потеряв всего один поврежденным. 25 ноября 1942 года американцы встретились с итальянскими ПТ-САУ Semovente da 47/32 и уничтожили две таких САУ. В тот же день американцы встретились с немецкими Pz.III и Pz.IV. Сначала «пазикам» удалось уничтожить 6 «Стюартов», однако, американцы придумали способ не повторить ошибку Британии. Резервные силы обошли Pz с флангов и немцы, потеряв 6 Pz.IV и 1 Px.III были вынуждены отступить. В дальнейшем американцы часто использовали такую тактику. «Стюарты» ещё долго использовались в роли «средних танков». Из-за такой ошибки,  битве за Кассеринский перевал американца потеряли 2/3 своей танковой армии в Африке. В ходе Итальянской кампании, из-за гористого рельефа Италии и сложности перемещения тяжелых танков, «Стюарты» так-же использовались в качестве поддержки пехоты. Всего в Италии США потеряли 424 M3 «Stuart».

Применение «Стюартов» другими странами

M3 Stuart на Тихоокеанской арене
M3 Stuart на Тихоокеанской арене

M3 «Stuart» использовались ещё в армиях Польши, Чехословакии, 56 танков были переданы Народно-освободительному движению Югославии. 108 M3 участвовали в битве за Филиппины в ноябре 1941 года. Несмотря на явное преимущество «Стюартов» перед японскими легкими «Ха-Го» и средними «Чи-Ха», американцы понесли тяжелые потери. Несколько M3 были захвачены. Забавно, что для японцев тесные американские танки казались просторными из-за ещё более тесных японских танков. «Стюарты» составляли основу танковых частей в Индии, которая достаточно успешно использовала их против Японии. Казавшиеся устаревшими в Европе «Стюарты», на Тихом океане могли достаточно хорошо противостоять японской танковой армии того времени. В СССР эти танки не пользовались успехом у танкистов. Танк был сложен в эксплуатации, слабо вооружен и бронирован, а мотор потреблял очень много дефицитного топлива. Эти машины принимали участие в Прохоровском сражении, в начале Курской дуги, один «Стюарт» воевал против Японии в составе Забайкальского фронта.

M3 Stuart в послевоенном мире

До 1949 года танки активно использовались в Китае, Индии. Встречаются упоминания об использовании «Стюартов» в колониальной войне Португалии в Анголе в 1961-1974 гг. Дольше всего эти танки использовались в Латинской Америке. В некоторых странах их использовали до 1970-х годов, однако, в Бразилии, Колумбии, Эквадоре и Уругвае они находились в строю до 1990-х годов, а в Парагвае состоят на вооружении до сих пор (по состоянию 2010 года). Так же 3 танка «Стюарт» Участвовали в печально известной Футбольной войне между Сальвадором и Гондурасом.


Итак, мои дорогие читатели, вы узнали военную часть истории танка M3 Stuart. В следующей, заключающей статье, я расскажу немного интересных сведений об этой интересной машине. До встречи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *