M3 Stuart | Танк-генерал | История появления

Приветствую вас, дорогие читатели! В этой статье я расскажу вам про легкий американский танк M3 Stuart. Машина создавалась на базе лёгкого танка M2. «Стюартом» его назвали в честь генерала Граждансокй войны в США Джеба Стюарта.

Предыстория лёгкого танка M3 Stuart

M1 Combat Car
M1 Combat Car

История M3 Stuart началась в 1930 году, когда великобританские инженеры создали танк Vickers Mark E («Виккерс 6-тонный). Именно на основе этого танка был создан M1 Combat Car, ставший родоначальником линейки легких танков США. В 1938 году, после гражданской войны в Испании стало ясно, что с развитием стрелкового оружия легкобронированная техника становится всё более уязвимой. Даже обычные винтовки могли пробить броню, не говоря уже о специальных противотанковых орудиях. 15 апреля 1938 года было проведено совещание, на котором ясно и четко сформулировали, что танки M2 имеют уязвимую броню и слабое вооружение. Было ясно, что армии нужна новая машина.

M2A4
M2A4, предшественник Стюарта

Первоначальный вариант будущего танка предложил полковник Г. М. Бернс. Машина отличалась крайним упрощением и удешевлением конструкции. По сути, это был безбашенный танк с массой в 7 тонн, 38-мм бронированием, 37-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. Вооружение размещалось в лобовом броне листе. Такая компоновка машины позволяла использовать при производстве множество узлов от автомобилей, что значительно снижало стоимость танка. Однако, проект так и не получил развития. Две другие идеи предложил майор Дж. К. Кристмас. Первый вариант был похож на танк Бернса, а его второй проект — 10,5-тонный танк, вооружённый 37-мм пушкой в одноместной вращающейся башне со спаренным с ней 7,62-мм пулемётом, а также вторым пулемётом в лобовом листе корпуса и бронированный в 25 мм — получил развитие. В результате доработок появилась модификация M2A4.

Так появился Стюарт

M3 Stuart
M3 Stuart, один из первых танков

Несмотря на достаточно успешную эксплуатацию M2A4, так явно нуждался в переработке устаревшей ходовой части. Кроме того, приказ от 3 июня 1940 года порекомендовал довести броню танков до 38 мм. Модифицированный 5 июля 1940 года вариант танка получил обозначение light tank M3. Танку значительно повысили бронирование, установили новую подвеску, более правильно распределяющую нагрузку на грунт. Кроме этого, танк получил клепанные корпус и башню. С марта 1941 года и по июль 1942 года было собрано 4525 единиц light tank M3 и 1285 единиц light tank M3 (diesel) (вариант с дизельным двигателем). Помимо США, «Стюартов» производила и Великобритания. Она создала несколько «гибридных» версий, содержащих улучшения, найденные в ходе производства.

Дальнейшее развитие

M3A1 сварная башня
M3 Stuart со сварной башней

Ещё до начала производства «Стюартов» в Европе был отмечен один большой недостаток клепанных корпусов: при попадании по броневомулисту заклепки могли отскочить внутрь и ранить экипаж. Даже если броня отразила снаряд, заклёпка все-равно могла отскочить внутрь. В связи с этим, после тестирования М3 под артиллерийским обстрелом 27 декабря 1940 года исследовательский комитет порекомендовал производить танки со сварной башней. Нова машина получила обозначение Stuart Type 2 и Stuart Type 3 (с дизельным двигателем). Помимо повышения защиты экипажа, за счёт избавления от полосок и уголков каркаса, снизилось давление на грунт и увеличилось внутренне пространство. 27 марта поступил новый приказ, требовавший заменить все сварные башни на такие же, только из более прочной гомогенной стали. Новая башня не имела смотровых щелей. Обозревание окрестности осуществлялось с помощью перископов. Новый вариант, выпускавшийся с октября 1941 года, получил обозначение Stuart Type 4 и его дизельная версия Stuart Type 5.

M3A3
M3A3

В ходе производства постепенно накапливались различные улучшения танка. Это привело к появлению модификации M3A1. С мая 1942 по февраль 1943 года было произведено 4621 единица данной модификации, в том числе и 211 дизельных. Позже появилась модификация с полностью сварным корпусом, получившая название M3A2, однако, она осталась невостребованной. В апреле 1942 года командование подняло вопрос о постановке на танк наклонных броне-листов. Нова модификация получила название M3A3. Новый корпус с наклонным бронелистами позволил значительно увеличить внутренний объем танка. Так же были созданы специальная кормовая ниша, в которой располагалась радиостанция и противопыльные фальшборта над гусеницами. Почти все выпущенные M3A3 были проданы в другие страны.

M5

M5
M5

Танк M3 Stuart первоначально «двигался» на авиадвигателе. Однако, вскоре, заводы, производящие таки двигатели, перестали справляться с заказами. Было решено модернизировать танк и поставить ему два автомобильных двигателя «Кадиллак». Новый танк, созданный 6 июня 1942 года, получил индекс M3E2. Этой машине 13 ноября присвоили название M4. Позже, этот же прототип реализовали с из гомогенной стальной брони. Модификация получила название M3E3. Вскоре началось производство среднего танка M4 «Шерман» и, чтобы избежать путаницы, танк переименовали в M5. Всего было выпущено 1074 таких танка. Танки использовались до конца Второй Мировой.

T7

Данная машина рассматривалась как продолжение линейки M3 Stuart. О ней расскажу в другой статье.

Машины на базе M3 Stuart

  • M8 — единственная серийная САУ, разработанная на базе M3. Вооружалась 75-мм гаубицей и 12,7-мм пулеметом;
  • M3 Сатана — танк M3 с огнеметом;
  • «Кенгуру» — «безбашенные» Стюарты. Легкие разведывательные бронетраспортёры британской армии;

Вот, дорогие читатели, вы узнали, как появился американский танк M3 Stuart. Скоро я расскажу о военных действиях, в которых принимал участие этот танк. До встречи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.