Приветствую вас, дорогие читатели! Вот и вышла статья, которая завершит трилогию статей о покорении человеком воздуха. Кто не читал первую и вторую части, рекомендую прочитать. А в этой статье речь пойдет об использовании аэростатов в военных целях.
В время первых полётов на воздушном шаре, ещё в 1783 году, в «Парижской газете«, под авторством Жиру де Вилье, появилась такая заметка: «Я убедился, что эта не особенно дорогая машина может оказать значительные услуги армии, позволяя обнаружить позиции, маневры и передвижение неприятельских войск и сообщать об этом своим отрядам с помощью сигналов. Я думаю, что с некоторыми предосторожностями его можно использовать для этой цели и на море».
Позже, французский физик Кутелль развил идею своего современника, другого физика, Гюйтона де Морво. Эта идея гласила об использовании привязных аэростатов для наблюдения за позициями противника. В 1793 во французскую армию был отправлен первый аэростат. Там его испытали в полевых условиях, и уже в следующем году был организована первая воздухоплавательная рота французской армии.
И вот, через 11 лет после подъёма братьев Монгольфье, во время Великой Французской революции аэростаты впервые использовали в боевых действия. 26 июня 1794 года в битве у города Флеруса, французская армия, под командованием генерала Журдака, одержала победу на войсками коалиции. Надо сказать, что привязных аэростаты сыграли не малую роль в этом сражении. Поднявшись над позициями французов они не только дали возможность наблюдать за ходом битвы и корректировать огонь артиллерии, но и ошеломили неприятеля своим неожиданным появлением. Именно благодаря воздушным шарам, снабженным бомбами с часовыми механизмами, австрийским войскам удалось захватить Венецию. Франко-прусская война положила начало военному развитию воздухоплавания во Франции. Когда Париж был окружен немецкой армией, французы вспомнили об аэростатах, которые так помогли во французской революции. Первое применение аэростатов прошло удачно. В дальнейшем, воздушные шары использовались для передачи посланий в другие поселения. С помощью аэростатов получилось организовать национальную оборону по всей Франции.
В России первую попытку использовать воздушные шары в военных целях предпринял поручик И. М. Мацнев. В Крымской войне (1853-1856) он предложил Николаю I подняться в небо на аэростатах и сбросить бомбы на английские корабли. Но император отказал, решив, что это «не рыцарский способ ведения войны». Вскоре в России стало известно об организации воздухоплаватель ноги парка в Англии. Все чаще поднимался вопрос о создании такого парка и в России. И вот, 17 октября 1869 года генерал-майор Краевский написал начальнику главного штаба Гельдену обо всех преимуществах парусного флота. В частности, он упомянул множество побед, одержанных при поддержке аэростатов. Он особенно отмечал, что «для успеха в современной войне недостаточна уже одна тайна суворовских побед… необходима еще другая, новейшая тайна побед, новое средство ведения войны».
Военно-учёный комитет решил, что «было бы несправедливо пренебрегать таким средством, с помощью которого является возможность своевременно раскрывать силы противника, стягиваемые к полю сражения, или предотвращать скрыто подготовляемые им удары, определять расположение атакуемой крепости или работ осаждающего, наконец, наблюдать на более или менее значительном расстоянии операции противника по переправе через реки, по занятию лесных или пересеченных пространств, по обороне берегов и пр. Во всех случаях воздушные рекогносцировки, произведенные при благоприятных обстоятельствах, могут доставить неоцененные услуги». Так же были сформулированы требования к первым аэростатам. Летательный аппарат должен был подниматься на 200-300 метров, выдерживать при этом 2-3-х человек и держаться в воздухе без спуска не менее двух суток. Так же была желательна связь с землёй с помощью телеграфа.
6 декабря 1869 года министр Д.А.Милютин утвердил решение комитета. Была образована специальная комиссия под председательством генерала Тотлебена. Так же было выделено 12000 рублей на проведение опытов. Местом для проведения обозначили территорию зоологического сада, где стоял сарай «весьма удобный для одевания сети и предварительной пробы оболочки шара».
К лету 1870 года соорудили шар объёмом 1500 куб. м. К веревочной сетке шара была подвешена гондола, представлявшая собой камышовую корзину на железном каркасе, в ней установлен телеграфный аппарат. 19 июля 1870 года состоялся первый запуск шара. Аэростат наполнился водородом, который добывался примитивным и громоздким «бочечным» способом.
После испытаний было решено улучшить стойкость оболочки к смене температуры, сделав её из двойной шелковой ткани, а также, для ускоренного наматывания каната на вал приспособить большой конный или паровой ворот. Первый опыт русских воздухоплавателей дел знать, что воздушные шары идеально подходят для разведки или обороны крепостей, но для использования из в полевой войне нужно ещё долго и упорно трудиться. Постепенно интерес к аэростатам ослабевал и вскоре о них заьбыли совсем. Однако, в 1983 году полковник Лобко признал, что «…после войны 1870 года мы значительно отстали от прочих держав в отношении аэростатного дела и применения баллонов к военным целям». Действительно, во многих европейских джавах уже были организованы воздушные роты, а в развитых странах уже работали первые воздухоплавательные школы. В начале 80-х годов 19 века секретные документы России гласили о «настоятельной необходимости подвинуть воздухоплавательный вопрос немного, чтобы не оказаться ниже своих противников в будущих войнах». И вот, в 1984 году военное министерство все-таки решило заняться этим вопросом. С большим усилием там занялись разработкой управляемых летательных аппаратов. Но об этом в следующих статьях 🙂