Воздухоплавание | Часть 2 | Монгольфьеры и шарльеры

Здравствуйте, дорогие читатели! Я продолжаю рассказывать о покорении воздухоплавания. Кто не прочитал первую статью, прочитайте. И в этой статье вы узнаете о первых реальных летательных аппаратах. В 80-х годах XVIII века люди уже вплотную приблизились к постройке летательного аппарата. Уже были сделаны все необходимые открытия для поднятия в воздух первых монгольфьеров. Люди уже знают о «горящем воздухе» — водороде, который обладает массой гораздо легче воздуха.

Первые полёты на монгольфьерах

Братья Монгольфье
Братья Монгольфье

И вот, во французском городе Виделон-лез-Аннон два брата Могольфье, Жозеф-Мишель и Жак-Этьен, сыновья бумажного фабриканта, занялись изобретением летательного аппарата на использовании подъёмной силы газов легче воздуха. После многочисленных неудач, в ноябре 1982 года наконец-то удача улыбнулась братьям. Матерчатый куб,наполненный дымом от горящей бумаги, быстро распрямился и поднялся к потолку. Во второй раз шар, наполненный дымом от сырых опилок, загорелся. А вот третий раз запуск воздушного шара прошёл удачно. Шар объёмом 20 куб.м поднялся на 300 м. 5 июня 1783 года в Аннонэ произошел первый официальный запуск летательного аппарата братьев Монгольфье. Огромный шар высотой 11 м и объемом около 620 куб. м поднялся в небо на 2 км, за 10 минут пролетел 2200 м и плавно опустился на землю. Этот день считают началом воздухоплавания, а братьев Монгольфье — «родоначальниками» воздухоплавания., алетательный аппарат,созданный братьями — монгольфьером.

Монгольфьер
Монгольфьер

19 сентября этого же года братья смастерили ещё один монгольфъер диаметром 12,5 м и высотой 17,4 м и запустили его с Версальского дворца с прикрепленной снизу клеткой с уткой, петухом и бараном. Несмотря на то, что оболочка шара повредилась в начале полёта, летательный аппарат пролетел 4 км и через десять минут плавно опустился вниз с целыми и невредимым животными.
После длительной и основательной подготовки, 21 ноября 1983 года в воздух впервые поднялись люди. Этот полёт на монгольфьере совершили физик Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. Аэростат поднялся на высоту около 1000 метров и, пролетев 8 км, через 45 минут опустился. Накануне этого события среди учёных произошла дискуссия на тему дыхания человека на таких высотах. Сперва было решено отправить двух преступников, но Пилатр де Розье и д’Арланд от говорили их от этого поступка.

Жак Александр Шарль, «мечты сбываются»

Жак Александр Шарль
Жак Александр Шарль

Академия наук Франции решила повторить опыт братьев Монгольфье. Подготовить летательный аппарат Академия поручила профессору физики Жаку Александру Шарлю. 27 августа 1783 огромный шар, наполненный водородом, поднялся на высоту около 1000 метров, однако оболочка не выдержала расширившегося водорода и лопнула. И все-таки, 1 декабря, под руководством Шарля искусные механики братья Роберы построили большой, 9-метровый в диаметре, шар. Этот аэростат был более оборудован, чем все его предшественники. Он имел балласт и клапан для выпускания воздуха, с помощью которых можно было регулировать высоту полёта, а также якорь для обеспечения наиболее безопасного спуска аэростата. Полёт Шарля и одного из братьев Роберов продолжался 2 часа 5 минут, при максимальной высоте около 460 м. После удачного спуска Робер выбрался из корзины, а Шарль, путём выпуска газа и сбрасывания балласта поднялся на 3 км и удачно спустился на землю. Этим полётом Александр Шарль доказал преимущество шарльеров (аэростатов, наполненных водородом) перед монгольфьерами, как в плане регулировки высоты полёта, так и в плане надёжности и продолжительности нахождения в воздухе.

Усовершенствование воздушных шаров

Монгольфьер
Шарльер

Со временем конструкция аэростатов-шарльеров все более совершенствовалась. Это позволяло совершать более сложные полёты. Однако, не стоит забывать про монгольфьеры. Несмотря на техническую надёжность летательного аппарата Шарля, ещё многое время поднимались в небо люди на аэростатах братьев Монгольфье. 5 января 1783 года огромный аэростат-монгольфьер поднял в небо 8 человек. 17 февраля братья Джерли и Паоло Андреани совершили двухчасовой полёт в Милане. 24 сентября 1784 на монгольфьере в воздух поднялась первая женщина-воздухоплаватель Тибль. За 45 минут в воздухе она достигла высоты 2700 м. Один из последних полетов на монгольфьера совершили Пилатр де Розье и химик Пру 23 июня 1784 года. Они поднялись на высоту 4000 м и пролетели наибольшее расстояние, когда-либо пройденное на Монгольфьера. Первый перелёт через Ла-Манш совершили француз Бланшар и американский доктор Джеффри 7 января 1785 года. За 2,5 часа они прилетели из Дувра в Кале. 15 июня Пилатр де Розье и Ромен попытались пересечь Ла-Манш в обратном направлении на интересном летательном аппарате, представляющим собой смесь монгольфьера и шарльера. Это был шар, заполненный водородом с прикрепленным снизу цилиндром с дымом. Предполагалось с помощью открывания и закрывания клапанов на цилиндре управлять высотой полёта аэростата. К сожалению, этот перелет закончился трагически: оба аэронавта погибли.

Воздухоплавание в России

Екатерина II
Екатерина II

В России развитие воздухоплавания развивалось медленно. Екатерина II, несмотря на все свои заслуги перед Отечеством, на доклад князя Барятинского из Парижа изрекла: «Здесь отнюдь не занимаются сею и другою подобно аэроманиею, да и всякие опыты о кой яко бесплодные и ненужные да и совершенно затруднены». В 1803 году французский воздухоплаватель Ж. Гарнерен приехал в Россию. Здесь он совершил три полёта на воздушном шаре. Два в Петербурге один в Москве.

На службе науки

Все эти полёты носили только развлекательный характер. И вот, 24 июня 1802 года Гумбольт и Бомплан на аэростате поднялись на высоту 5878 м. Они измерили давление и температуру в разных слоях атмосферы. Это был первый полёт, совершенный в научных целях. 18 июля следующего года в Гамбурге физиком Робертсоном совместно с Лостом был предпринят ещё один исследовательский полёт. На этот раз шар поднялся до 7000 метров. Учёные производили замеры давления, температуры, а так же изучали электрические явления в разных слоях атмосферы. В 1804 году 30 июня Российская Академия наук организовала ещё один полёт на воздушном шаре с исследовательскими целями. Академик Я. Д. Захаров поднялся на воздушном шаре, управляемом бельгийским воздухоплавателем Робертсоном. Во время полета были сделаны замеры давления, температуры, взяты пробы воздуха на различных высотах, выполнены опыты со статическим электричеством и магнитом, некоторые простейшие физиологические эксперименты.


Теперь подведем итог второй части: люди начали покорение неба достаточно успешно. Уже поставлены первые рекорды, совершены первые эксперименты и открытия. В следующей, заключающей части, речь пойдет об использовании воздушных шаров в военных целях. До скорой встречи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.