Tanċik vz.33 | Потомок королевских пулемётовозов

Здравствуйте, дорогие читатели! Вы читали статью про танкетку Carden-Loyd Mk.VI? Если нет, сейчас самое время прочитать эту статью, ведь сейчас пойдет речь о чехословацком «потомке королевских пулемётовозов». Tanċik vz.33 — чехословацкая танкетка, сделанная на основе известного великобританского сверхлёгкого танка Carden-Loyd Mk.VI.

«Преамбула»

Великобританской танкетке, созданной фирмой Carden-Loyd, сопутствовал большой успех на международном рынке. Этот успех привлек внимание властей Чехословакии. В 1929 году одна такая машинка, по инициативе Великобритании и чехословацкой фирмы ČKD, была доставлена и представлена армии Чехословакии. Танкетка произвела хорошее впечатление на армию. Однако, в принять её на вооружение не смогли. Несмотря на высокую мобильность, танкетка обладала очень тонким бронированием и слабым вооружением. Фирма Škoda вызвалась модернизировать танкетку для армии Чехословакии.

История Tanċik vz.33

Tanċik vz.33
Tanċik vz.33

Škoda сразу приступила к модернизации. Высота корпуса танкетки была увеличена. Сверху прикрепили крышу с наклонными бронелистами. Лобовое бронирование увеличили до 12 мм, борта и корма до 8 мм. В броне проделали небольшие смотровые щели с триплексами. Первые 4 прототипа были построены в 1032 году. Одну их них подарили шаху Ирана, а три остальные отправили на тестирование в армию. Машины не вызвали особого расположения у военных. Танкетка имела несколько крупных недостатков: частая поломка двигателя, очень жесткая подвеска, вследствие чего машину сильно трясло при езде, небольшой обзор из смотровых щелей. Вскоре фирма ČKD представила более-менее приемлемый прототип с наиболее продуманным расположением вооружения и надежным бронированием. В 1933 году министр обороны Чехословакии Бардач распорядился заказать 15 машин, которым присвоили название Tanċik vz.33. Вскоре цифра серийного заказа увеличилась до 70 единиц.

Военная карьера

Tanċik vz.33
Tanċik vz.33

Участие в первых маневрах осенью 1934 года показали Tanċik vz.33 не с лучшей стороны. Во время движения было очень сложно вести огонь из танкетки. Второй пулемет вообще было невозможно обслуживать. Танкетки годились только для разведки или сопровождения кавалерии. К началу 1935 года все заказанные машины были построены. 40 машин остались на территории Чехии, другие были отправлены на территорию нынешней Словакии. Машины использовались для обучения экипажей. Однако, в 1938 году, на границах с Венгрией и Германией начались волнения. Было решено усилить три пограничных взвода танкетками. Каждому взводу дали по три танкетки, которым даже удалось побывать в настоящих боевых действиях во время подавления мятежей в Прикарпатской Руси и на территории Судетской области. В марте 1939 года 40 танкеток попали в руки немцам. Остальные 30 попали под власть Словакии после объявления независимости. С апреля по сентябрь эти танкетки несли дежурство на границах. В 1942 году семь танкеток было направлено в распоряжение словацкого корпуса на Восточном фронте. Возможно, в 1943-1944 годах их пытались применить для противопартизанских акций на территории Беларуси, где в это время находился этот корпус. Последней битвой Tanċik vz.33 стал захват города Банска Быстрица во время Словацкого народное восстание.

Тактико-технические характеристики

Tanċik vz.33 на маневрах
Tanċik vz.33 на маневрах
  • Масса: 2,3 тонны;
  • Экипаж: 2 человека;
  • Размеры:
    • Длина — 2700 мм;
    • Ширина — 1750 мм;
    • Высота — 14500 мм;
  • Бронирование:
    • Лоб корпуса — 12 мм;
    • Борт корпуса — 8 мм;
    • Корма, крыша и днище корпуса — 6 мм;
    • Лоб башни — 7 мм;
    • Борт башни — 5 мм;
    • Крыша башни — 3 мм;
  • Вооружение: два 7,92-мм пулемёта;
  • Подвижность:
    • Тип двигателя — 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения;
    • Мощность двигателя — 30 л.с.
    • Скорость по шоссе — 35 км/ч;

История «потомка» королевского пулемётовоза достаточно наполнена событиями. До встречи, дорогие читатели! Кстати, если вам понравилась статья, напишите об этом в комментарии. Мне будет приятно 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *