Т-60, Т-70, Т-80 | Закат легких машин

Т-60, Т-70 и Т-80 — это последние, но одни из самых лучших машин Советского танкостроения. Первая из них создавалась как сухопутный вариант плавающего танка Т-40. Остальные — её «потомки». Танки получились «удачными» и принимали участие во многих знаменитых сражениях Великой Отечественной.

Т-60

t40
Т-40 — «родоначальник завершающей тройки»

Танк разрабатывался в августе 1941 г. и уже 15 сентября начал серийно производиться на заводах Советского Союза. Боевой крещение несколько Т-60 получили в боях за Полтавскую область. Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Почти в каждом танковом батальоне имелось несколько танков Т-60. Позже танки воевали и на Ленинградском фронте, и на Южном, особенно активно в Крыму весной 1942 года. Участвовали в Харьковской операции и отчаянно дрались за Сталинград. Но, к сожалению, недостаточная бронированность этого танка отрицательно сказалась на его выживаемости в битвах. Во время контрнаступления 19 ноября 1942 года этих машин уже осталось довольно мало. Последней большой битвой с участием этих танков было снятие блокады Ленинграда. Позже эти машины использовались для отдельных целей. Таких, как охрана, свзь, разведка боем, борьба с десантом, арттягачи… На базе Т-60 создавалась реактивная установка.

Т-60
Т-60

Т-70

Этот танк предназначался для замены его предшественника, Т-60. Фактически, танки почти ничем не отличались. Все различия сводились к мощности двигателя (у Т-60 — 76 л.с., у Т-70 почти в 2 раза болше — 140) и калибром пушки (у Т-60 — 20мм, а у Т-70 — 45 мм). Разработан в 1941 году, а в 1942 принят на вооружение. Первые танки поступили на вооружение танковых бригад у город Муром. Боевое крещение получил в ходе оборонительных боев на Юго-Западном направлении в начале лета 1942 г. Самое массовое сражение с участием Т-70 — Курская дуга. В это время Т-70 составляли почти 34%! всего такового парка СССР. Однако, после Курской дуги стало окончательно понятно, что использовать легкие танки в открытом бою нежелательно. А к весне 1944 г. эти машины практически исчезли из танковых частей. Но оставшиеся машины использовались до конца войны в основном как командирские танки.

Т-70
Т-70

Т-80

Т-80 — второй (первый — БТ) советский легкий с двухместной башней. Военный специалисты Советского Союза уже давно указывали на главную слабость отечественных легких танков — одноместную башню. Но двухместная башня сильно увеличивала нагрузку на ходовую часть, во время первых испытаний лопались гусеницы. Однако, осенью 1942 года советские конструкторы все же смогли создать трехместный вариант Т-70 (до этого все танки кроме БТ были двухместными: один человек в башне, второй — в самом танки или оба в корпусе танка). Боевых подробностей о Т-80 известно очень мало. Известно, например, что эти машины участвовали в боях в Венгрии в феврале 1945 года. Особенностью этих машин была возможность поднятия орудия на достаточно высокий (до 50 градусов) угол, что делало его идеальным для уличных боёв.

Т-80, Орудий поднято на максимальный угол.
Т-80, Орудий поднято на максимальный угол.

Немного интересных фактов

  • было изготовлено 5839 единиц Т-60, 8226 единиц Т-70 и всего 77 единиц Т-80;
  • немецкие войска прозвали Т-60 «неистребимой саранчой»;
  • в 1943 году дети Омской области собрали деньги на строительство одного танка Т-60. В последствии танк был назван «Малютка» и управляла им одна из 19 женщин — механиков-водителей, Екатерина Алексеевна Петлюк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.