Архив рубрики: Земля

Т-37 и Т-38 | Учимся плавать

Т-37 и Т-38 — первые советские серийные плавающие танки. Причем Т-38 — результат модернизации Т-37А. Эти машины держались на плаву при помощи гребного винта и рулей. А использовались в не только для движения по воде, но и для разведки. Вооружение плавающего танка состояло из пулемёта калибра 7,62 мм, броневое покрытие лба и корпуса 9 мм, а кормы — 6.

Т-37А
Т-37

История плавающих танков

Первый плавающий танк, Т-37, был принять на вооружения Советской Армии в 1933 году, производился он до 1936 года, пока его не заменили ничем не отличающимся Т-38. Эти боевые машины обладали очень маленьким водоизмещением, небольшие перегрузы в пару десятков килограмм сразу приводили к захлестыванию машины волной, в результате чего машина шла ко дну. На суше Т-37 и Т-38 тоже чувствовали себя не очень хорошо. Небольша удельная мощность значительно уменьшала их проходимость, а плохо сконструированная система охлаждения приводила к перегреву и поломке двигателя.

Т-37А
Т-37А

Великая Отечественная

1 июня 1941 года Красная Армия имела 2331 Т-37 и 1129 Т-38. Примерно половина из них была сосредоточена на Западном Фронте. Танки принимали участие в основном в начальный период Великой Отечественной Войны. Использовались по своему специальному назначению танки не часто. В основном их целью была сухопутная поддержка пехоты, но все же иногда этим машинкам удавалось поплавать. Еще на базе Т-37А было выпущено 75 огнеметных танков. В конце лета 1942 года многие машины, пострадавшие в начале войны, отремонтировали и сформировали новый отдельный батальон легких плавающих танков, который сразу же был задействован в операции по форсированию Невы в районе Невской Дубровке 26 сентября. Далее танки участвовали еще в некоторых боевых операциях. Последним «боевым заданием» плавающих танков стало форсирование реки Свирь. Эта операция была последним боевым сражением Великой Отечественной с участием плавающих танков.

Т-38
Т-38

БТ | Быстрее ветра

БТ (быстрый танк) — второй самый массовый (после Т-26) и самый популярный танк 1930-х годов. Быстрота и мобильность, вот два слова, которыми можно описать этот танк. Плюс достаточно хорошие, для тех времен, броня и пушка. Все это позволяло танку моментально обходить противника сзади, слева, справа. А, зайдя в тыл, «натворить там делов».

Танк БТ
Танк БТ

Первые походы

История танк БТ очень похожа на историю Т-26. Боевое крещение он получил в 1937 году, Испании, в гражданской войне. Позже эти машины участвовали в боях с Японией у о. Хасан. А в 1939 «быстрые танки» успешно воевали на р. Халкин-Гол. Потом, в большом количестве (1617 единиц) эти машины участвовали в «освободительных походах» на Западную Украину и Западную Белоруссию, а около 800 таких боевых машин воевали в снегах Финляндии.

БТ-7М
БТ-7М

Великая Отечественная

1 июня 1941 года армия СССР имела 7549 танков БТ всех модификаций (БТ-2, БТ-5, БТ-7 и их различные модификации). Причем, из них на Западной границе было чуть больше 50% от всех танков. Эти боевые машины прекрасно справлялись со своими конкурентами на германском фронте. Немецкие Pz-I и Pz-II во всем отставали от советского БТ. А превосходство некоторых средних танков (например Pz-III) компенсировалось мобильностью и скоростью. Победив Германию, танки закончили свою боевую «карьеру» участием в разгроме японской армии в Манчьжурии.

БТ-5
БТ-5

Немного интересных фактов

  1. Всего, с 1932 по 1940 гг., было выпущено 8060 Быстрых Танков.
  2. Всего было 3 основные модификации танка БТ: БТ-2, БТ-5 и БТ-7.
  3. На базе основных модификаций создавали машины специального назначения: огнеметные, химические, танк подводного хождения, артиллерийский танк(БТ-7А) и др.
  4. В Испанию было отправление 50 танков БТ-2.
БТ-7А
БТ-7А

Т-26 | Самый удачный эксперимент 30-х годов

Т-26 — легкий танк СССР, самая массовая боевая машина Красной Армии в последнее десятилетие перед Великой Отечественной и первый эксперимент с увеличением количества башен на танке.

Т-26
Т-26

Боевое крещение

Разработанный советскими конструкторами на базе английского танка «Виккерс 6-тонный» Т-26 сразу приобрел популярность в Красной Армии. Но, боевое крещение этот танк получил не в сражениях за Родину, а в гражданской войне Испании. В основном, республиканская армия Испании имела танковые дивизии за счет поставок Советского Союза. Танк сразу показал своё преимущество над немецкими «пазиками» и итальянскими танкетками, пулеметики которых не оставляли даже вмятин на 15 мм броне корпуса Т-26,и которые взрывались от мощных, для того времени, выстрелов 45 мм пушки.

tt26_5
Т-26 с пушкой 45 мм

Советско-японский конфликт

Первой боевой операцией с участием танка Т-26 является советско-японский конфликт у о.Хасан в июле 1938 года. В состав войск, принимавших участие в боевых действиях, входило 257 танков Т-26, 85 из которых были подбиты. В сражении у реки Халхин-Гол участвовало немного иных модификаций Т-26 (о них вы прочитаете ниже).

Двухбашенные Т-26
Двухбашенные Т-26

Великая Отечественная война

Накануне Второй Мировой войны Т-26 состояли на вооружении почти во всех легкотанковых бригадах. В составе этих частей они воевали в Финляндии, в Западной Белоруссии и Украине. На 1 июня 1941 года в Красной Армии имелось около 10000 Т-26 всех модификаций (опять же о них немного позже). Причем на западном фронте было сосредоточено около полутора тысяч этих танков, что составляло 50 с небольшим процентов всех танков этого фронта.

В начале войны советский Т-26 прекрасно противостояли почти всем немецким танкам, нападавших на СССР. Однако, большинство этих машин было потеряно в ходе первых месяцев Великой Отечественной, в основном из-за авиа- и артударов немецких войск. Однако, оставшиеся Т-26 участвовали практически во всех боевых операциях СССР вплоть до 1944 года. А после поражения Германии закончили свои боевые походы знаменательным разгромом Квантунской армии Японии в августе 1945 года.

Т-26 на полях Великой Отечественной
Т-26 на полях Великой Отечественной

Немного интересных фактов

  1. С 1931 по 1941 г. было изготовлено 11218 боевых машин с названием Т-26.
  2. Т-26 активно поставлялся в разные страны, в частности это были: в первую очередь — Испания(около 300 шт.), затем Китай(82 шт.), Турция(60 шт.) и незначительные поставки в Афганистан.
  3. Т-26, доставшиеся Финляндии в качестве трофея, эксплуатировались ими до 50-х годов.
  4. На базе Т-26 создавалось множество машин специального назначения: огнеметные танки, саперные танки-мостоукладчики, телемеханические танки, самоходно-артиллерийские установки и артиллерийские тягачи.

t26_print

МС-1 | Малый сопровождения

Приветствую вас, дорогие читатели! В этой статье вы узнаете про первый советский башенный танк — МС-1(Т-18). Почему именно его называют «первый советский»? Ведь были же машины с названием «Борец за свободу тов. Ленин»? Дело в том, что все танки до Т-18 создавались на базе французского танка Reno, а МС-1 — это первый «чистокровный» советский танк, еще, к тому же, эта первая советская машина, выпущенная в массовое производство.

Читать далее МС-1 | Малый сопровождения

Легкие танки

Легкие танки были очень распространены в начале танкостроения. Вообще, еще когда эти машины были только на чертежах, им предназначалось быть «бронированным сопроводителем пехоты». Эти быстрые и маневренные машины могли не только прикрыть пехоту от пуль, но и, мобильно перемещаясь по полю битвы, изменять ход боя. Их броня, конечно, оставляет желать лучшего, но тогда её хватало, что бы прикрыть экипаж от выстрелов винтовок противника.

T-18_MS-1_Verkhnyaya_Pyshma
Первый советский танк МС-1 (малый сопровождения)

Легкие танки достаточно успешно применялись и до Второй Мировой войны, и во время Второй Мировой, несмотря на то, что постепенно их стали «притеснять» более удобные средние танки. Все равно, эти быстрые и мобильные машины еще долгое время появлялись на полях битвы.

 

Первое применение танков

Впервые танки появились на полях Первой Мировой. Войска Англии впервые применили бронированную машину под названием «Марк I» в битве на реке Сомме.

British_Mark_I_Tank

К сожалению, первая практика танков на деле была не совсем успешной. Машины были очень неуклюжи и, несмотря на свое назначение «прикрывать пехоту», очень уязвимым. Бак с горючим был небольшой по объему и находился сверху, машину было очень легко поджечь.