Приветствую, дорогие читатели! В этой статье я расскажу про универсальный французский танк H35. Полное название танка выглядит примерно так: char léger d’infanterie et de cavalerie, что в переводе с французского обозначает «легкий танк поддержки пехоты и кавалерии». Вот поэтому я и назвал его «универсальным».
История танка H35
История танка H35 берет свое начало еще в 1926 году, когда большая часть французской армии была оборудована танками FT-17 и правительство запустило программу об оборудовании армии танками нового образца. Такие машины должны быть легкими и недорогими. Char D1, самый новый танк, существовавший на то время во Франции, не имел ни легкости, ни дешевизны. И вот, в 1933 году компания Hotchkiss представила модель шеститонного танка с 30-мм броней и 37-мм пушкой. Правительство заказало три прототипа у «гочкиса» и предложила другим компаниям тоже представить свои модели. Воспользоваться этим предложением решила компания Renault, представив армии танки R35 и FCM36. 21 июня 1934 года правительство немного изменило свои требования, вес подняли до 10 тонн, а бронирование до 40 мм.
Испытания и дальнейшая модернизация
18 января 1936 года Hotchkiss представили два прототипа без башен. Эти прототипы были не приняты правительством, однако, 19 августа «гочкис» вновь представила комиссии танк, уже полной комплектации. После испытаний, прошедших 20 сентября, танк приняли. Два первых заказа на 200 машины, в первом — 92, а во втором — 108, были закончены 12 сентября 1936 года. 4 декабря в полевых условиях была испытана первая серия «гочкисов». Маневры показали, что H35 совершенно не ориентированы на передвижение по бездорожью. Это не устроило пехотные части, которые сопровождали «гочкисы». Сухопутные войска отдавали предпочтение Renault FT-17. Тем не менее, 2 пехотных батальона укомплектовали H35 и несколько машин отдали в поддержку кавалерии. Первый танк не устраивал военных не только плохой проходимостью, несмотря на в разы более мощный двигатель в 75 л.с. (для сравнения, FT-17 обладал двигателем в 35 л.с.) танк немного превосходил по скорости своего конкурента от «рено», 28 км/ч против 20, к тому же, неполноценность системы передач еще уменьшала эту скорость. В 1936 году, внимая просьбам кавалерии, было решено поставить на H35 более мощный двигатель в 120 л.с. Обновленная машина достигала скорость до 36 км/ч и получила название H38. Затем последовала еще одна модернизация, броня была увеличена с 40 до 45 мм, а 37-мм пушка и 6-мм пулемет заменились длинноствольной 37-мм пушкой. Модернизированный танк получил маркировку H39.
Участие в боевых действиях
В начале мая 1940 года французская армия имела в своем распоряжении 821 единицу техники «Гочкиса» всех модификаций. 16 машин находились в Северной Африке и еще несколько использовались во время боев в Норвегии. Танки H35 отчаянно защищали свою Родину — Францию. Однако, Франция потерпела поражение, а 600 машин досталось в руки армии Вермахта. Проведя ремонт и модернизацию Французской техники, войска Вермахта приняли машину под названием PzKpfw 38H 735(f). Эти танки воевали на Восточном фронте, в Нормандии, несколько машин состояли в добровольной горнострелковой дивизии СС «Принц Евгений», несколько танком немцы передали Ховартии. В 1934-1944 году немцы провели еще одну модернизацию «гочкисов». 48 танков они оснастили 75-мм противотанковыми пушками, еще 48 — 105-мм гаубицами, а 24 танка переоборудовали под артиллерийские тягачи. Позже, еще 11 танков переоборудовали в носителей реактивных снарядов. Эти машины использовались на Западном фронте в 1944 году. Последний раз эти машины использовались уже французскими частями во время освобождения Франции в 1944-1945 гг.
Тактико-технические характеристики H35
Танк имел массу 12 тонн (H38 и H39 весили 12,8 тонн), управлялся экипажем из двух человек. В длину был 4225 мм, в ширину — 1850, в высоту — 2145. Лоб и борт бронировались в 40 мм, башня — 44 (H39 имел бронирование везде по 45 мм). Вооружался танк одной пушкой 37-мм и пулеметом 6,5 мм (H39 вооружался дной длинноствольной пушкой 37-мм). Двигатель имел мощность 75 л.с. (H38 и H39 — 120 л.с.) и развивал максимальную скорость в 28 км/ч (H38 и H39 — 34 км/ч).