Carden-Loyd Mk.VI | Королевский гусеничный пулемётовоз

Приветствую вас, дорогие читатели! Сегодня я открываю цикл статей про танкетки. Танкетки — сверхлегкие и очень быстрые танки. В СССР таким машинам дали название «гусеничные пулемётовозы». И действительно, эти машины предназначались для увеличения мобильности пулемётов на поле боя. И сегодня я расскажу вам про, самую лучшую танкетку второй половины 20-х годов 20 века — Carden-Loyd Mk.VI, которую спроектировали два британца: Джон Карден и Вивиан Лойд.

История гусеничного пулемётовоза

Carden Loyd Mk.I
Carden Loyd Mk.I

После Первой Мировой войны, в 1924 году, капитан Джон Карден решил разработать небронированное гусеничное транспортное средство, способное быстро перемещаться по полю бою и наносить противнику урон из пулемета, который будет на него установлен. Объединив свои усилия с капитаном Виваном Лойдом, он решил создать танкетку массой до 315 кг и вместимостью 1 человек. На чертеже так и значилось название этого прототипа: «Carden-Loyd One Man Tankette». Спроектировав первый прототип Карден и Лойд продемонстрировали его на полигоне под Кенсигнотом в 1925 году. «Пехотная машина» понравилась военным и , получив официальное одобрение на строительство  танкеток, в середине 1926 года, два капитана смогли организовать собственную компанию Carden-Loyd Tractors Ltd. Уже 8 ноября состоялся первый показ более усовершенствованной танкетки под названием Caren-Loud Mk.I. В скором времени этот прототип еще усовершенствовали. В конечном итоге получилась машина весом 1600 килограмм, вооруженная 7,71 пулеметом и развивающая скорость до 32 км/ч.

Carden-Loyd Mk.II / Mk.III является продолжением предыдущей модификации. Отличием является только лишь наличие бронирования. Лоб и борта корпуса забронировали в 6 мм, а корму, днище и крышу — в 4 мм Все остальное осталось точно таким-же.

Carden-Loyd Mk.V
Carden-Loyd Mk.V

Следующей модификацией фирмы Carden-Loyd Стала машина Carden-Loyd Mk.IV \ Mk.V. Эту машину решили сделать двухместной. Экипаж состоял из командира, который управлял пулеметом, и механика-водителя, который управлял танкеткой. Первый прототип Carden-Loyd Mk.IV построили уже в 1928 году. Его сразу же передали на эксплуатацию Экспериментальным Механизированным Силам. В этом же году построили и Carden-Loyd Mk.V. От предыдущего варианта он отличался улучшенной системой колес. Обе машины передали в армию для использования их в разведке. У этих машин бронирование лба и бортов увеличили до 9 мм.

 

Carden-Loyd Mk.VI с 47-мм пушкой
Carden-Loyd Mk.VI с 47-мм пушкой

Следующей и коронной модификацией этой серии машин является Carden-Loyd Mk.VI. Эта модификация практически ничем не отличалась от предыдущей. На базе этой машины провели множество экспериментов. Помимо «пулемётовозов» фирма Carden-Loyd выпускала артиллерийские тягачи на базе Carden-Loyd Mk.VI. В течении 1929 года Британская армия получила 5 таких танкеток. Далее последовал эксперимент с постановщиком дымовых завес. На борта танкетки прикрепили дымоиспускающие устройства. Таких «дымовых танкеток» собрали 4 штуки. Наиболее удачным оказался эксперимент с превращением танкетки в САУ. Вместо пулемета её снабдили 47-мм пушкой. Было собрано 18 экземпляров такого варианта танкетки. Далее было ещё множество модификаций с незначительными изменениями.

Использование в других странах

Танкетка буксирует орудие
Танкетка буксирует орудие

Эти машины использовали такие страны, как

  • Бельгия;
  • Боливия;
  • Канада;
  • Чили;
  • Чехословакия;
  • Китай;
  • Финляндия;
  • Италия;
  • Польша;
  • Португалия;
  • СССР;

Тактико-технические характеристики танкетки Carden-Loyd Mk.VI

  • Масса: 1,8 тонн;
  • Экипаж: 2 человека;
  • Габариты:
    • Длина — 2460 мм;
    • Ширина — 1750 мм;
    • Высота — 1220 мм;
    • Клиренс — 230 мм;
  • Бронирование: 6-8 мм;
  • Вооружение: 7,7-мм пулемет;
  • Подвижность:
    • Мощность двигателя — 22 л.с.
    • Скорость по шоссе — 45 км/ч
    • Скорость по пересеченной местности — 20 км/ч

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.