Приветствую вас, дорогие читатели! Сегодня я открываю цикл статей про танкетки. Танкетки — сверхлегкие и очень быстрые танки. В СССР таким машинам дали название «гусеничные пулемётовозы». И действительно, эти машины предназначались для увеличения мобильности пулемётов на поле боя. И сегодня я расскажу вам про, самую лучшую танкетку второй половины 20-х годов 20 века — Carden-Loyd Mk.VI, которую спроектировали два британца: Джон Карден и Вивиан Лойд.
История гусеничного пулемётовоза

После Первой Мировой войны, в 1924 году, капитан Джон Карден решил разработать небронированное гусеничное транспортное средство, способное быстро перемещаться по полю бою и наносить противнику урон из пулемета, который будет на него установлен. Объединив свои усилия с капитаном Виваном Лойдом, он решил создать танкетку массой до 315 кг и вместимостью 1 человек. На чертеже так и значилось название этого прототипа: «Carden-Loyd One Man Tankette». Спроектировав первый прототип Карден и Лойд продемонстрировали его на полигоне под Кенсигнотом в 1925 году. «Пехотная машина» понравилась военным и , получив официальное одобрение на строительство танкеток, в середине 1926 года, два капитана смогли организовать собственную компанию Carden-Loyd Tractors Ltd. Уже 8 ноября состоялся первый показ более усовершенствованной танкетки под названием Caren-Loud Mk.I. В скором времени этот прототип еще усовершенствовали. В конечном итоге получилась машина весом 1600 килограмм, вооруженная 7,71 пулеметом и развивающая скорость до 32 км/ч.
Carden-Loyd Mk.II / Mk.III является продолжением предыдущей модификации. Отличием является только лишь наличие бронирования. Лоб и борта корпуса забронировали в 6 мм, а корму, днище и крышу — в 4 мм Все остальное осталось точно таким-же.

Следующей модификацией фирмы Carden-Loyd Стала машина Carden-Loyd Mk.IV \ Mk.V. Эту машину решили сделать двухместной. Экипаж состоял из командира, который управлял пулеметом, и механика-водителя, который управлял танкеткой. Первый прототип Carden-Loyd Mk.IV построили уже в 1928 году. Его сразу же передали на эксплуатацию Экспериментальным Механизированным Силам. В этом же году построили и Carden-Loyd Mk.V. От предыдущего варианта он отличался улучшенной системой колес. Обе машины передали в армию для использования их в разведке. У этих машин бронирование лба и бортов увеличили до 9 мм.

Следующей и коронной модификацией этой серии машин является Carden-Loyd Mk.VI. Эта модификация практически ничем не отличалась от предыдущей. На базе этой машины провели множество экспериментов. Помимо «пулемётовозов» фирма Carden-Loyd выпускала артиллерийские тягачи на базе Carden-Loyd Mk.VI. В течении 1929 года Британская армия получила 5 таких танкеток. Далее последовал эксперимент с постановщиком дымовых завес. На борта танкетки прикрепили дымоиспускающие устройства. Таких «дымовых танкеток» собрали 4 штуки. Наиболее удачным оказался эксперимент с превращением танкетки в САУ. Вместо пулемета её снабдили 47-мм пушкой. Было собрано 18 экземпляров такого варианта танкетки. Далее было ещё множество модификаций с незначительными изменениями.
Использование в других странах

Эти машины использовали такие страны, как
- Бельгия;
- Боливия;
- Канада;
- Чили;
- Чехословакия;
- Китай;
- Финляндия;
- Италия;
- Польша;
- Португалия;
- СССР;
Тактико-технические характеристики танкетки Carden-Loyd Mk.VI
- Масса: 1,8 тонн;
- Экипаж: 2 человека;
- Габариты:
- Длина — 2460 мм;
- Ширина — 1750 мм;
- Высота — 1220 мм;
- Клиренс — 230 мм;
- Бронирование: 6-8 мм;
- Вооружение: 7,7-мм пулемет;
- Подвижность:
- Мощность двигателя — 22 л.с.
- Скорость по шоссе — 45 км/ч
- Скорость по пересеченной местности — 20 км/ч